Главная arrow Пресса arrow Рецензия на диск «Karate». Издание «Джаз.Ру» (К.Волков).
Рецензия на диск «Karate». Издание «Джаз.Ру» (К.Волков).
 
  • «Журнал Джаз.Ру», №2, июль 2011
Константин Волков
 
* * * * 1/2
 
Московский саксофонист Алексей Круглов ворвался в каталог ведущего британского авангардного лейбла Leo Records всего полтора года назад, и вот уже третий (после сольных «Seal of Time» и «Russian Metaphor») релиз под его именем, на сей раз — совместный с трио Яака Соояара.

Гитарист Соояар — важнейшее действующее лицо небольшой, но активной эстонской джазовой сцены: он руководит джазовой программой в Таллиннской музыкальной академии, Эстонской джазовой федерацией и целым рядом музыкальных проектов, с которыми уже не раз бывал в России — и с международной группой The Dynamite Vikings, и с собственным трио, вот этим самым, с контрабасистом Михкелем Мялгандом и барабанщиком Танелом Рубеном. С этим трио Соояара, в свою очередь, гастролировал по Эстонии Круглов; так завязалось их сотрудничество.

Альбом открывает эпическая «Битва», в которой её автор, Круглов, рисует почти кинематографические образы, пользуясь узнаваемыми былинно-маршевыми интонациями в теме и напластованиями мощных импровизационных залпов в соло, причём в этой битве ему успешно противостоит ещё один эпический эпизод — расплавленно-жгучее роковое соло Соояара, состоящее из реально пугающих «запилов». Энергетический градус только растёт во второй пьесе, предложенной Соояаром — это «Ралли», и атмосферу бешеной гонки успешно передают и солирующие наперегонки гитара с саксофоном, и фирменная кругловская игра одновременно на двух духовых инструментах.
Картина внезапно меняется, когда музыканты начинают играть некий гипнотически-психоделический рок-поток а-ля 1969 год на семь восьмых с хитрой триольной фигурацией — и только на третьей минуте, благодаря внезапно раздавшейся декламации Алексея Круглова, выясняется, что это «Пусть всегда будет солнце» Аркадия Островского и Льва Ошанина. Точнее, сначала только Льва Ошанина: Круглов подчёркнуто пафосно и монотонно сообщает полный текст песенки, как своего рода поэму, без всякой мелодии. И только с середины четвёртой минуты этого монументального полотна однократно проводится (всё ещё на 7/8!) тема всем известной песенки, на сей раз без слов, после чего на эту тему начинает пространно рассуждать электрогитара Соояара, причём таким ревущим роковым овердрайвом, что длинноволосые гитаристы рубежа 60-70-х годов прошлого века перекусали бы друг другу локти от зависти. Конец седьмой минуты: соло барабанов, в ритме и всё ещё на 7/8! (в виртуальных пространствах от зависти рыдает теперь уже Джон Денсмор из The Doors). И только в финале, на десятой минуте, тема песенки ясно и чётко проводится во второй раз, всё на те же 7/8.
В «Восхождении» Круглова уже само изложение темы на альт-саксофоне задаёт атмосферу экзальтированного, почти истерического трагизма — чего уж удивляться, что эстонский ансамбль вновь выстраивает вокруг этой темы мрачную рок-психоделию, тогда как сам саксофонист долгое время нагнетает жуть странными звуками, извлекаемыми через вынутый из саксофона мундштук или посвистом через деревянную блокфлейту. Надо сказать, разбег довольно быстро теряется, и пьеса провисает. Впрочем, это единственный серьёзный провис на всём альбоме.

Альбом короткий, как в старые добрые виниловые времена — меньше 47 минут. Финал его — яркая заглавная пьеса, написанная Соояаром и напоминающая некоторые опыты Джона Зорна из периода работы с группой Naked City, игравшей в 1980-е так называемый jazzcore, то есть помесь агрессивного джазового авангарда и ещё более агрессивного рок-хардкора. Тут всё как бы становится на свои места: этой сильной декларацией квартет требовательно заявляет, что на карте джазовых стилей и на генеалогическом древе импровизационной музыки ему принадлежит определённое место, и он готов это место отстаивать и обосновывать.

И, кстати, благодаря краткости альбома это тот нечастый в последнее время случай, когда по окончании прослушивания возникает желание попросить музыкантов ещё как-нибудь обосновать и отстоять своё место на карте джаза: не то чтобы на альбоме не хватило аргументов — просто аргументы такие складные и интересные, что их хочется больше.
 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке