Главная arrow Пресса arrow «Апрельские джазовые тезисы» (М.Митропольский)
«Апрельские джазовые тезисы» (М.Митропольский)

III фестиваль «Апрельские джазовые тезисы», Архангельск

Журнал «Полный Джаз», Выпуск # 10 (385) - 5 мая 2007 г.

Михаил Митропольский.

…Третье отделение было совсем особого рода. Фактически, на сцене создавался совершенно новый ансамбль, да еще и с экзотическим даже для джазовой сцены инструментом под названием «колокола». Собственно, сами колокола весь концерт стояли на сцене, как бы обозначая уникальность происходящего. И пусть меня простят музыканты, слушатели и уважаемый мной мастер колокольного звона Владимир Петровский, но для меня важна была не столько игра колоколами, сколь контраст, создаваемый сочетанием самого присутствия переносной звонницы и лидера всего этого проекта, одного из самых тонких и чувствительных музыкантов, которых мне приходилось встречать - флюгельгорниста Игоря Широкова.

Объединение этих людей имеет свою 15-летнюю историю. В 1992 г., когда Игорь покинул Россию со своей женой, саксофонисткой и флейтисткой Клаудией Хелмерс, чтобы поселиться в маленьком немецком Марбурге, был записан проект «Колокола» со странной музыкой, объединяющей древнее и будущее, язычество и парение духа, Восток и Запад. Игорь родом из Сибири, для него джаз - это 60-е годы, полуподпольные фестивали и выступления в официальном биг-бэнде Олега Лундстрема, идеи Джона Колтрейна, которые, по сути, вывели музыкантов из замкнутого пространства чисто американского джаза. Владимир Петровский – «колоколист», как он сам себя называет - человек одновременно духовный и светский. Он налаживает колокола по всей России, живет в Архангельске, а в юности играл джаз. С колоколами он обращается исключительно тонко, разнообразно, с особым перкуссионным чутьем. Клаудии Хелмерс уже нет на свете, но в программе звучала композиция «Клаудия». Как и во всех остальных пьесах этого проекта, музыкантам пришлось проникнуться совершенно интравертным, глубоко индивидуальным, но при этом открытым всем, кто умеет чувствовать, духом Игоря Широкова, который точно, как и молодежь, открывавшая концерт, делает ставку на себя, а не на известные образцы. Самое удивительное - это насколько точно шесть собравшихся на сцене абсолютно разного возраста, места жительства, темперамента людей создавали нечто цельное. Вот это уж точно не стандарты на джеме играть.
Но теперь стоит назвать остальных четверых музыкантов: Алексей Круглов с альт-саксофоном и бассетгорном, известная по выступлениям с Владимиром Резицким и хором Дмитрия Покровского фольклорная исполнительница Екатерина Зорина, ветеран архангельского нового джаза барабанщик Олег Юданов и оставшийся на сцене после выступления «Второго приближения» контрабасист Игорь Иванушкин.

Музыка Игоря Широкова создается для людей, готовых на настоящее жизненное испытание. Это Музыка, а не игра в музыку. В ней нет лишних эффектов, нет виртуозных ходов - это вершина айсберга, за которой физически ощущаешь огромный потенциал музыканта, развивающего изначально печальные ладовые построения. Абсолютно точным оказался контрапункт, создаваемый Алексеем Кругловым, которого уже никак не отнесешь к молодым музыкантам. В свои 27 лет он не только владеет им же созданным музыкальным языком, но может говорить на одном наречии с человеком, который более чем вдвое старше его, говорить емко и деликатно. Думаю, что в этом поколении в России равного ему музыканта сейчас просто нет. Косвенным подтверждением этого является и его исключительно плодотворное участие в весьма непростом ансамбле Германа Лукьянова. Великолепно определили свое место в ансамбле Игорь Иванушкин и Олег Юданов, а их частая в последнее время совместная концертная история позволила им создать дуэтный ансамбль внутри всего проекта. Поначалу казавшееся несколько искусственным добавление колоколов и фольклорного голоса постепенно приобрело черты гармоничности и к середине выступления казалось уже совершенно необходимым.

В 700-местном зале «культурного центра» не все были готовы к этому, нет, не к авангардному, а скорее к глубинному развитию событий. Но сопереживавшие несколько сот человек всеми возможными способами выражали свой восторг. И правильно. Такому концерту может позавидовать любой европейский фестиваль. И в то же время музыка, звучавшая 21 апреля в Архангельске - глубоко русская, в самом джазовом и многонациональном смысле слова…
… Журналистам  музыканты, несколько смущаясь, говорили: «Мы, собственно, не вполне джаз играем». Именно поэтому это и стало джазом - свободным, живым и развивающимся.

 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке