Главная arrow Пресса arrow «Это случается в Ярославле каждые два года. «Джаз над Волгой»: репортаж.»
«Это случается в Ярославле каждые два года. «Джаз над Волгой»: репортаж.»

  • «Полный джаз 2.0», 30.03.2011
Первая часть репортажа о фестивале «Джаз над Волгой». Автор - Алексей Круглов.
 
...Тёплый прием публики — это то, чем в первую очередь славится Ярославль. В этом городе играется всегда с особым вдохновением.
Концертые программы фестиваля в Ярославской филармонии на протяжении всего фестиваля дополнялись интереснейшими джемами в Ярославском городском джаз-центре, которые заканчивались уже утром следующего дня. По-настоящему джазовая, открытая, душевная атмосфера — заслуга Игоря Гаврилова, директора Джаз-центра, бессменного организатора фестиваля, неутомимого джазового фаната, развивающего джаз в Ярославле. Кстати, в 2003 году первое фестивальное выступление моей группы «Круглый Бенд» состоялось именно на фестивале «Джаз над Волгой». Тогда Игорь Гаврилов поддержал меня, поверив в музыку нашей группы, и это стало толчком для дальнейшего развития наших фестивальных проектов. С тех пор я с огромной радостью приезжаю в Ярославль. В этот раз я был на фестивале четыре дня, и мне довелось участвовать в двух совершенно необычных проектах.

Предыстория их такова. Ровно 20 лет назад на фестивале «Джаз над Волгой» состоялся последний концерт известной в ту пору группы Игоря Широкова и Александра Пищикова. Два наших мэтра, последователи идей Джона Колтрейна, лет 12 играли вместе, но в 1991 году после фестиваля в Ярославле их творческие пути разошлись. Символично, что 20 лет спустя они вновь играли на фестивале в Ярославле. Саксофонист Александр Пищиков выступал с оркестром «Класс-Центр Бэнд» под управлением Сергея Шуленина. Приезд Пищикова был посвящен 85-летию Джона Колтрейна.

Программа концерта в ДК им. Добрынина в первый бэндовый день состояла из трёх частей. В первой части «Класс-Центр Бэнд» исполнил несколько пьес из своей программы джазовых стандартов, во второй Александр Пищиков сыграл с оркестром пьесы Сонни Роллинза «Doxy» и «Tenor Madness». Вторая пьеса запомнилась состязанием тенористов Романа Соколова и Александра Пищикова. А в финале фестивального сета музыканты переключились на колтрейновский блок: звучала композиция Пищикова «Учитель» и пьесы Джона Колтрейна в аранжировках Александра — «India» и часть из сюиты «A Love Supreme» — «Resolution». Две последние части идейно означали очень интересный переход от традиции Роллинза к модальному джазу Колтрейна. Причем уже в коде своих соло в «Tenor Madness» тенористы выходили за пределы роллинзовской стилистики.
Мощные тутти «Resolution» и заключительная каденция Александра Пищикова поставили черту под выступлением бэнда в ДК Добрынина. Но программа нашего оркестра столь обширна, что никак не умещается в один фестивалный сет, и этот замечательный вечер закончился ещё одним концертом «Класс-Центр Бэнда», но уже на сцене Джаз-центра.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о фестивале, много фото, видео!

17 марта в Филармонии выступил наш квартет с Игорем Широковым (флюгельгорн), в который, помимо Игоря и меня, входят ярославский контрабасист Дмитрий Денисов и легендарный барабанщик и перкуссионист, архангелорогодец Олег Юданов. Два года назад мы выпустили альбом «Апрель в Ярославле», записанный с концертов в Джаз-центре, и символично, что большая часть композиций, представленных на диске, прозвучала и на фестивале. Несколькими днями ранее мы таким составом сыграли в Москве концерт с мэтром русской фольклорной традиции и мастером народных инструментов Сергеем Старостиным, и думаю, что настроение первого концерта сохранилось и на втором. Мы играли так, как будто Сергей всё ещё играл с нами. Музыка Игоря Широкова по-настоящему искренняя, заставляет «играть самого себя», рождает много образов. Игорь пытается передать именно русское отношение к импровизационной музыке, что выражается и в темах, и в импровизациях — быть открытым, искренним. Авторские идеи Широкова очень тонко чувствует Олег Юданов, передавая разнообразными оригинальными красками необычное чувство русского Севера. Для нас с Димой Денисовым играть с Игорем и Олегом — настоящее творческое счастье!

Расскажу ещё о тех концертах, которые я слышал. Большое впечатление произвёл на меня квартет ярославского саксофониста Алексея Шустова в составе с Александром Мурашкиным (гитара), Денисом Силенко (контрабас), Петром Афанасьевым (ударные). Музыка Алексея Шустова близка мне не только потому, что мы с ним родственники — он крёстный отец моей дочери, но и потому, что музыка, которую играют ребята — светлая, ей сопереживаешь, выстраивая свой художественный ассоциативный ряд. Ансабль исполнял композиции Алексея, но, как сказал со сцены лидер проекта, хотя он и приносит ноты на репетицию, авторами можно считать всех сразу, так как весь квартет участвует в создании этой необычной музыки. И в этом самое важное — в музыке квартета Шустова чувствуется единство музыкантов, и каждый сопереживает другому. Тут всё не просто отрепетировано, а прочувствовано на уровне интуиции. Как сказал бессменный ведущий фестиваля Владимир Фейертаг после выступления квартета Алексея Шустова, «это музыка XXI века».

Мне удалось также услышать выступление ансамбля екатеринбурского трубача Сергея Проня: его коллектив тоже обладает неповторимым почерком. Особенное впечатление оставила пьеса «Петрушка» в исполнении Сергея в дуэте с пианистом: игривая, с ритмическими элементами фри.
Удалось мне посетить и выступление известного нью-йоркского трубача из России — Валерия Пономарёва, который был, как и всегда, технически безупречен, при этом чётко отобразив стилистику ансамбля Арта Блэйки (в котором и сам играл в 1970-е гг.). Кстати, концерт его ансамбля (с Ренатом Гатаулиным на рояле) начался с пьесы Орнетта Коулмана, в которой Валерий импровизировал вдвоём с барабанщиком Аделем Сабирьяновым.

Джемы в Джаз-центре не прекращались все дни фестиваля, и несколько ночей подряд на них приходили музыканты ансамбля Александра Сипягина — Михаила Цыганова. Очень интересно было сыграть с их барабанщиком Джином Джексоном, который в одной из пьес сыграл свободное соло в стиле Рашида Али, а также с музыкантами из оркестра, приехавшего из американского города-побратима Ярославля — Берлингтона, и из ансамбля Адама Вендта из Польши. В какой-то момент на сцене оказалось три американских тромбониста (Энди Хантер из ансамбля Сипягина-Цыганова и двое из берлингтонского оркестра) — они потрясающе стильно исполнили «Doxy». Осталось только лишь сожалеть, что к ним не мог подключиться наш Максим Пиганов — он должен был приехать только на следующий день…
 
 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке