Алексей Круглов: «По сути своей, я не джазовый музыкант...» |
«Джаз над Волгой». «Некоторые сюжеты фестиваля». Журнал «Джаз-квадрат», 17.05.2007. Беседовала Ольга Коржова
Затем я встречала
Алексея в самых разных проектах, смотрела его перфомансы... И мне показалось,
что основная его черта – любовь к необычному. Интересно было узнать, насколько
Алексей отошел от экспериментов «аля Чекасин» и чем он занимается сейчас.
Оказалось, он создает свой язык и свое направление в искусстве, которое можно
назвать, как…
– Пока есть только рабочий вариант, но не хотелось бы его озвучивать. Может быть через несколько лет (смеется). Но у нас скоро выйдет сайт, на котором – если очень внимательно посмотреть! – можно найти по текстам это название. Помимо композиции, я еще работаю над техникой игры на саксофоне и приношу какие-то интересные вещи из академического авангарда (элементы четвертитоновой музыки, аккордика, сонорика…). Но на джазовом фестивале такое не покажешь.
– Несколько литературно-музыкальных постановок.
Например, «Анти-герой не нашего времени», где соединяются стихи поэтов разных
эпох – Пушкина, Лермонтова, Высоцкого,
Есенина, Талькова… Такой музыкально-поэтический коллаж, где музыка является не
дополнением к поэзии, а полноправным действующим лицом. Еще была любопытная
постановка «Азиатская сторона» (из истории России), где я использовал
исторический материал, причем – абсолютно разнообразный – Олег Платонов,
Карамзин…Это не джазовая музыка, а импровизационная. Пели народники, роль
дьявола была специально отведена актеру «Театра на Юго-западе» Валерию
Долженкову. Таинственное звучание композиции придавало необычное сочетание
инструментов – арфа, вибрафон, туба…
– Конечно созидатель. В свое время Герман Лукьянов считал меня «разрушителем». Когда пять лет тому назад он меня позвал в свой ансамбль, я предварительно пригласил его на авторский концерт. По окончании Герман Константинович подошел в полном недоумении от услышанного и попросил вернуть ноты, сказав, что не сможет сотрудничать. Позже мы несколько раз с ним встречались на джемах, на вечере памяти Соболева, в «Реставрации» играли с Джеймсом Сполдингом… И в какой-то момент ему, вероятно, понравилась моя традиционная манера. Он позвонил и сказал: «Вы уже не разрушаете, а созидаете, так что давайте попробуем что-то сделать вместе». И мы играем уже полтора года.
– По сути своей я не джазовый музыкант. Сначала я получил академическое образование, потом джазовое. У нас есть разные программы: и авангардной, и традиционной музыки. Есть, к примеру, «Посвящение Чарли Паркеру». Но – что самое интересное – после концерта критики сказали: «О, здесь мало авангарда, Круглов уже не тот!» А иногда после авангардной программы руками разводят: «Что-то Круглов перестал играть традицию!» Просто я играю то, что мне нравится – когда джаз, когда классику. Но больше всего времени я отдаю своей музыке, которая с элементами джаза, но не джазовая.
– А какие элементы джаза ты считаешь
приемлемыми в своей музыке? – Все, которые идут от души. Это могут быть и какие-то традиционные последовательности, и стилистические коллажи. Ради достижения какой-то идеи, вызванной определенными чувствами, можно в одной композиции использовать такие разные стили, как рэп, джангл, свинг, фри… Но тем не менее это все представляет единое пространство, в котором коллаж – не самоцель, а средство донесения главной идеи. У нас есть композиция, посвященная Владимиру Высоцкому. Она навеяна его известной песней «Парус». Основная тема сделана в народном духе. Композиция двухчастная, идет около 20 минут. Если ее разбирать, то 1-я часть – в стиле свинг, 2-я – фьюжн, где переворачивается всё на 180 градусов: басовые мелодии становятся темой и наоборот. Но, тем не менее, на протяжении всей всего музыкального целого сохраняется «нерв» Высоцкого. И в первой, и во второй частях темы проходят определенные этапы развития: ломаются и вновь создаются, а в конце исполняется главная тема, которая у некоторых ассоциируется с духовным песнопением.
–
По-разному. Иногда что-то наталкивает.
– Для меня это нормально. Я приветствую любые формы озарения. Обычно я сажусь за фортепиано и что-то начинаю играть, если есть настроение, а потом оформляю это в ноты. Но если надо за час написать какую-то пьесу – это без проблем. Потому что это моя профессия.
– Планов очень много. Мы сейчас с ребятами из МХТ делаем спектакль по Маяковскому, играем с моим «Круглым Бендом» традицию. Участвует в проектах и папа – он очень хорошо поет, читает стихи. Иногда мы приглашаем актеров, студентов театральных училищ или других исполнителей, если это нудно для воплощения каких-то задач…
– Про меня как-то так и написали: «Он и джазмен и анти-джазмен». |