Рецензия на диск «Dialogos» (Д.Ухов) |
Появление «Диалогов» вильнюсского барабанщика Владимира Тарасова с 30-летним москвичом Алексеем Кругловым по-настоящему знаменательно. Лучше всего об этом сказал Тарасов: «Сам факт, что в России появился «самомыслящий» музыкант, уже многое значит для развития импровизационной музыки. Круглов играет не «спереди» и не «сзади» -- он играет вместе. И это замечательно».
Действительно, то, что московский музыкант может составить компанию «инноватору» Тарасову, исключение из правил. «Во время записи Владимир много рассказывал мне и о наших отечественных авангардистах, и о зарубежных. Естественно, на диске наши словесные диалоги воплотились в звуковые», -- объясняет Алексей Круглов. Отсюда и два посвящения двум саксофонистам -- Альберту Айлеру и Владимиру Резицкому. Оба стояли у истоков перехода от «первого» авангарда к постмодернизму, причем обоих -- афроамериканца и «архангельского мужика» -- объединяет интертекстуальный диалог со своей этнической традицией как протест против той лакировки, которую предлагали «негрский» поп-соул и советские коллективы «народной песни и пляски». Но от классического фри-джаза «Диалоги» отличает, профессионально говоря, весьма тонкая тематическая работа, связывающая общими интонациями «Пролог», «Ожидание» и «Эпилог». «Ожидание», в свою очередь, как бы прелюдия к кульминационной «Попытке прорыва». Для Круглова, до сих пор балансировавшего на грани, отделявшей мейнстрим от авангарда (наподобие Эрика Долфи), это действительно первый опыт «прорыва» в область тотальной импровизационной свободы. Что, кстати, тоже уже записано в программе In Tempo, которую на днях выпускает та же SoLyd Records. |