«Фрагменты из интервью Алексея Круглова о стажировке в США» |
«Мне кажется, самое главное в том, что американцы умеют радоваться тому искусству, которым они занимаются»
Журнал «Полный Джаз», Выпуск # 46 (284) - 15 декабря 2004 г.
Беседовал Кирилл Мошков Алексей Круглов (саксофон): - Мне кажется, самое главное в том, что американцы умеют радоваться тому искусству, которым они занимаются. Это их жизнь, поэтому у них совсем другое ощущение события, ощущение времени... просто другое ощущение жизни… Они радуются, когда играют. Наверное, поэтому все так восторгаются ими. Это чувствуется. И еще - чувствуется традиция. Очень важно, что со студентами-музыкантами занимаются известные музыканты - там, куда мы ездили, это и Джимми Хитт, и Крисчен Макбрайд. Традиция передается из поколения в поколение - ведь у Джимми Хитта, например, был биг-бэнд, где играли Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Кэннонбол Эддерли... Макбрайд, конечно, совсем другого времени человек, но с ним мы поиграли. Мы репетировали с ним и мой "Вальс", но на Монтерейском фестивале не хватило времени его сыграть, там мы играли другие пьесы. Но нам хватило и репетиции с ним - он очень тонко чувствует солиста. И у них, самое главное, в глазах есть интеллект. Чего, как мне кажется, некоторым нашим музыкантам не хватает. А вот бытовая сторона американской жизни совсем не удивила. Я, в принципе, ожидал увидеть именно то, что увидел. Мне очень понравилось то, что молодые люди следят за своим здоровьем, занимаются спортом (чего, опять же, не хватает нашим). И очень понравилось, что система образования в университете, при котором работает Институт Дейва Брубека, построена таким образом, чтобы раскрывать индивидуальность студентов, причем не только в своей профессии. Если студенту нужно получить какую-то информацию из любых областей жизни - это очень легко сделать. Все легко идут на контакт, на взаимопонимание. Особенно, кстати, в джазовой среде. У нас здесь есть ряд стереотипных представлений об американцах, но люди, как выяснилось, везде разные. Конечно, есть там и такие, кто пьет одну кока-колу, ест одни гамбургеры и т.п., но в основном у меня даже повода не возникало вспоминать о стереотипах. Программа, по которой мы ездили, нацелена на то, чтобы граждане России - в данном случае, джазовые музыканты - могли познакомиться с культурой США, в данном случае - джазовой культурой. Каждый день у нас была очень насыщенная программа до глубокой ночи - посещение клубов, фестивалей, общение. Наверное, кто-то боялся, что из музыкантов может кто-то попытаться остаться в США. Но нет, таких мыслей даже не возникало. В конце концов, если понадобиться, этого можно добиться нормальными средствами. Вообще говоря, у нашего состава, среди нас восьмерых, ездивших первыми, была отличная атмосфера. Так получилось, что все 10 человек - восемь музыкантов, две переводчицы - ощущали себя одной семьей. Давно такого я не испытывал - разве что в детстве. Мы жили в обычных американских семьях, которые добровольно пригласили нас к себе. Мы с еще одним саксофонистом, Николаем Панченко из Новосибирска, жили у супругов, которые преподают в школе - муж историю в старших классах, жена - в младших. С ними было очень интересно общаться, мы разговаривали на темы истории, что, кстати, доказывает, что если американцу нужно получить информацию - он получит ее, будет развиваться, узнавать новое. Это, опять же, к вопросу о стереотипах - мол, американцы ничего ни о чем не знают. Да, у людей иной кругозор. Когда мы говорили с молодыми музыкантами, называли им европейских классических композиторов - они, конечно, их не знают. Но у них еще все впереди - молодые, наверстают. |