«Орнеттоколманиада» в ГЦСИ |
Статья Александра Никитина о выступлении "Круглого Бенда" в ГЦСИ
15 декабря в московском Государственном Центре современного искусства состоялся весьма необычный концерт. Саксофонист Алексей Круглов и его «Круглый Бенд» представили программу «Орнеттоколманиада» — посвящение основоположнику фри-джаза, саксофонисту и композитору Орнетту Коулману. Необычность программы заключается в том, что ныне в Москве можно встретить программу качественного мэйнстрима, но вот выполненного на достойном уровне фри-джаза не так много. Помимо инструментальной музыки, Алексей Круглов уже продолжительное время разрабатывает собственную музыкально-драматическую систему, построенную на грани музыки, поэзии и театра. За его плечами уже несколько подобных проектов, поэтому это уже далеко не эксперимент, а осознанная цельная творческая работа. Довести такие проекты до концертного воплощения достаточно непросто, потому что это и не театральная постановка, и не форма стандартного концерта. То есть ставить такие постановки практически негде.
Если в смысле строго музыкальных концертов у Алексея 2009 год выдался достаточно плодотворным — участие во многих джазовых фестивалях, выпуск пластинок с участием музыканта — то музыкально-драматическое направление «Круглого Бенда» в течение полутора лет находилось в спящем состоянии. Последний полноценный спектакль коллектива случился аж в мае 2008 года, когда на сцене Изомузея Татарстана в рамках Международной ночи музеев группа представила свой проект, посвященный творчеству Владимира Высоцкого. И в этой связи стоит выразить огромную признательность одному из художественных руководителей ГЦСИ Виталию Пацукову, который организовал это мероприятие, дал возможность показать спектакль. Надо сказать, в ГЦСИ уютная атмосфера и хороший звук. Хочется надеяться, что творческие проекты «Круглого Бэнда» в этом зале станут постоянными.
Помимо лидера коллектива Алексея Круглова, сыгравшего на альт-саксофоне, бассетгорне и блокфлейте, на сцену в составе «Круглого Бенда» вышли отец Алексея Владимир Круглов (рояль, акустическая гитара), Максим Дуров (труба, электрогитара), контрабасист Дмитрий Толочков и ударник Олег Шунцов. Спектакль «Орнеттоколманиада» построен на стихах Алексея Круглова, обращенных к мэтру джазового авангарда. В музыкальном отношении проект выглядит как трёхчастное попурри из нескольких пьес Коулмана, написанных им в 1950-60-х гг. — самой известной его темы «Lonely Woman», «Blues Connotation», «The Blessing» и «Bird Food», аранжированных лидером «Круглого Бенда». Спектакль «Орнеттоколманиада» был впервые показан в феврале 2008 г. в ММДМ в рамках абонемента Алексея Козлова «Гиганты джаза». Вскоре после этого проект был зафиксирован в студии, но эта запись пока не издана (видимо, стоит подумать и о видеоверсии спектакля). Основные стихотворные фрагменты декламируют сам Алексей и его отец, но в композиции встречались и хоровые речитативы, так что без декламационного дела никто из участников ансамбля не остался. Нужно сказать, что порядок литературно-музыкальных образов дополнялся видеорядом, что служило возникновением новых отсылок и метафор. «Орнеттоколманиада» — вовсе не ортодоксальный авангард. Спектакль воспринимается слушателями достаточно легко, причём как людьми, совершенно не знакомыми с творчеством Коулмана, так и знатоками этого стиля. Хотя, конечно, взгляд, свободный от ярлыков повседневности, тут будет очень уместен. После концерта Алексей Круглов пояснил, что он при всём почтении к творчеству легендарного музыканта до некоторой степени противопоставляет свой метод методу Коулмана. Круглов как бы доказывает, что единой системы в искусстве быть не может, что нет запрограммированного вдохновения, что метод Коулмана велик, но не абсолютен. Это выражается в использовании в основной теме спектакля «Lonely Woman» элементов современного стиля ska как некого образа современности, как взгляд на творческо-философский метод Коулмана (гармолодику) из XXI века. Тут стоит процитировать энциклопедию: «Ska зародился в конце 1950-х гг. на Ямайке. Для этого стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами (труба, тромбон и саксофон). Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии».
Алексей также рассказал о содержании спектакля:
«В начале звучит главная тема перформанса — композиция «Lonely Woman», (её же можно услышать и в заключительной части). Пьеса звучит достаточно экспрессивно, мелодия прерывается резкими звуками саксофона и трубы, которые подхватываются кластерами рояля (диссонирующими громкими аккордами). Из этих нестандартных звуков вырастает тема первой части — «Bluеs Connotation», исполняемой в а-ля оригинальном изложении квартета Коулмана-Черри 60-х годов. Композиция «The Blessing» кардинально отличается от всего сыгранного до и после. Аккомпанируют бассетгорну всего лишь рояль с ударными. Во время соло духового инструмента возникает ощущение внешней нехватки воздуха, поглощённости, но в тоже время присутствует и творческая потенциальность. И вообще, во всей композиции присутствует ожидание чего-то. И когда, в третьей части поперек соло альт-саксофона на еще одну, а-ля оригинальную пьесу «Bird Food», звучат раскаты колоколов — совмещение акустической и электрогитар, кажется, что за эти звоны — не финал композиции. И действительно — главная кульминация еще впереди, в песне «Орнетт Колмен. Тонн укол нем... Ноту в кол — плен!», которую под гитару исполняет мой отец, Владимир Круглов. Поначалу лишь обязательным композиционным дополнением в коде кажется повторение «Lonely Woman» в Sca, но тематически эта кода говорит многое. В финале произведения после затихнувшей одинокой мелодии «Lonely Woman» сакса и трубы, вступают последние звуки спектакля — ритм индустриального sca, в исполнении чётких ударов барабанщика.»
Длительность спектакля небольшая, около сорока минут. Поэтому далее музыканты в трио (А.Круглов — Д.Толочков — О.Шунцов) исполнили пару авторских пьес Алексея из фестивальной программы «Круглого Бенда» — «Поэт» и «Отпечаток Времени», а на бис прозвучала «Метель» Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина. Те слушатели, которые в этот почти 30-градусный мороз всё-таки добрались до ГЦСИ, благодарно аплодировали музыкантам. Вечер удался!
|