Главная arrow Пресса arrow «Джаз-глобус — 2009»
«Джаз-глобус — 2009»
 
  • «Полный джаз», выпуск #20 (437), 24 декабря 2009 г.
«Джаз-глобус — 2009»
Фрагменты из статьи Владимира Мака
 
...Алексей Круглов — не только превосходный саксофонист, но и энтузиаст любой музыки — и свободной импровизации, и фольклорно-джазового музицирования, и различных джазовых стилей...Алексей еще молод, скажут многие; но в 30 лет и музыкант, и человек уже сформирован и, полагаю, не изменится принципиально. «Круглый бенд» в Иерусалиме состоял из самого Круглова, Рената Гатаулина — пианиста с превосходной академической школой, Дмитрия Толочкова — виртуозного контрабасиста и Олега Шунцова — технически безупречного, с богатым арсеналом приемов и тонко чувствующего любые музыкальные нюансы барабанщика...Программа состояла практически из сочинений Круглова. Прозвучала лишь одна пьеса Эрика Долфи с паузой — музыканты как бы разошлись, якобы «недорепетировали», после чего все вернулись к прежней теме и успешно завершили композицию. Юмор понят не был — часть слушателей не понимает по-русски, а вся публика не привыкла к «капустнику» на джазовой сцене. Это был единственный просчёт. Другие недостатки в программе спорны: лично мне кажется, что Алексей излишне увлечен демонстрацией возможностей, играя одновременно на двух и даже трёх саксофонах, и ему стоит вспомнить одного из своих кумиров Германа Лукьянова, всегда использующего экзотические инструменты, но делающего это исключительно в музыкальных целях. Особо отмечу исполнение пьесы «Любовь», которое квартет посвятил памяти Любовь Полищук — в день концерта, 28 ноября, исполнилось три года с того момента, как великая актриса ушла из жизни...
 
...Завершал вечер проект «Bird with Strings» Роберта Анчиполовского, вспомнившего, что Чарли Паркер записал три пластинки со струнным оркестром. На сцену вышел Роберт ), басист Дима Гродский, барабанщик Дор Гершкович, частый гость Израиля пианист из Италии Тони Панчелло и... струнный оркестр во главе с дирижером Дуди Софером! Идея реставрировать старую музыку похвальна, но реставрация — не слепое повторение. Паркер не выходил с этой музыкой на концерты, она предназначалась для домашнего уюта. Люди под ненавязчиво звучащие в среднем темпе мелодии беседовали, попивая виски и покуривая сигары (тогда еще в Америке курили). В зале первые минут пятнадцать все слушалось с интересом, потом захотелось немного диссонансов, слишком все было сладко, хотелось горчицы или перца в музыке Паркера, которого без контрастов и диссонансов представить невозможно! Они появились лишь в конце программы, когда Роберт стал солировать дольше, когда стал яркие соло играть Боб Юрочкин, сидевший в струнной группе, когда, наконец, заиграл Панчелло, и когда вышли на сцену Круглов с Широковым. «Now’s the Time» стал ярким финалом, который слышали, увы, лишь несколько десятков человек, оставшихся в зале... 
 
...Главный эксперимент шестого «Джаз-Глобуса» — выступление музыкантов, играющих восточную музыку и участие в этом джазового музыканта. Перец Элиягу — композитор и исполнитель на таре, выходец из Дагестана, одна из главных фигур в сегодняшней израильской музыке. Его сын Марк играет на кяманче, превращая ее в инструмент не менее виртуозный, чем традиционные струнные, и извлекая из этого вроде бы монотонного инструмента богатейшую палитру звуков. Гиль Хамеири — коренной израильтянин, сын выходцев из Йемена. Думаю, он родился перкуссионистом — столь выразителен звук его пальцев, играющих на персидских, кавказских и левантийских ударных. Музыка не народная — пьесы сочинены Перецем Элиягу и объединены названием-цитатой из финальной фразы «Песни песней», «На горах ароматов». Алексей Круглов вписался в восточно-еврейское трио столь органично, будто он всю жизнь живет в этой музыкальной атмосфере...
 
...Накануне фестиваля в Москве вышел диск «Апрель в Ярославле», на котором представлена музыка Игоря Широкова. Она же и была сыграна в Иерусалиме, только Широков и Круглов играли не с Денисовым и Юдановым, но с Толочковым и Шунцовым. Игорь и Алексей — музыканты разных поколений и разных судеб. Первый — самоучка, прошедший через все радости и горести советского джаза, волею судеб оказавшийся в Европе, но оставшийся русским музыкантом (даже более русским, чем был в России), второй — вдвое моложе, выросший в свободной стране и получивший блестящее специальное образование. При этом Широков и Круглов играют, как говорится, на единой волне, и у них идентичные группы крови...
 
...Завершал фестиваль «Альянс — 2009» — традиционное свободное собрание музыкантов под руководством Ганелина. На этот раз на сцене собрались Олег Шунцов, контрабасист Виктор Фонарёв (ежегодно прилетающий из Вашингтона в дни фестиваля), Ренат Гатаулин, Слава Ганелин, Алексей Круглов и Игорь Широков....Секстет играл полчаса — это очень много даже для трио, тем более, когда музыканты все до одного не знают заранее ничего, только что-то чувствуют. Тем не менее, к середине ощущение поиска и любопытства у слушателей исчезло, осталось лишь привычное состояние слушания музыки и увлечения ею, а не цирковым номером. Через несколько секунд после аплодисментов Ганелин заиграл медленный, обволакивающий всё и вся марш. Остальные пятеро подхватили его, и здесь ансамбль уже был идеально и навеки сыгран. Осталось только пожалеть, что «Альянс» — уникален и в следующем году будет новый, «Альянс-2010»...
 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
"Cinephony"
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке