«Джаз над Волгой» (2003 год). Фрагменты интервью Алексея Круглова. |
День второй. Портал «Философия джаза», 30 марта 2003 г. Ольга Коржова Ярославские команды уступили сцену концептуальному джазу квартета саксофониста Алексея Круглова (в составе клавишник Дмитрий Братухин, басист Роман Бубнов и барабанщик Петр Талалай). Мощное и умное выступление. Почти взрослое. Я вспоминаю Алексея на конкурсе молодых исполнителей в Ростове-на-Дону 3 года назад. Тогда он поразил техникой и желанием показать абсолютно все, на что способен, причем - в каждой композиции. А здесь - рациональный подход, лишь иногда нарушаемый внезапным эмоциональным всплеском. И все же потом на джеме Алексей мне понравился больше: то ли звук в зале был слишком плотным (буквально сливались партии), то ли этим музыкантам ближе камерная обстановка... Когда я поделилась своими впечатлениями с Владимиром Борисовичем Фейертагом, он как-то странно посмотрел на меня и сказал: «Может быть, не знаю. Я слушал из-за кулис, и впечатление очень сильное». После концерта все переместились в Джазовый Центр на джем. Небольшое выступление двух команд (Ярославль, Иваново) – и вот он, долгожданный и бесконечный бег по знакомым темам. Команда Круглова завела всех с полуоборота. Тут же выстроилась очередь из саксофонистов и гитаристов. На джеме я долго выжидала, когда можно будет поговорить с «Надеждой года 2000». Алексей буквально как на амбразуру кидался в каждую композицию. Отойдет, посидит чуть-чуть – и снова вперед. Я почти час пыталась улучшить момент, а потом во время очередного глотка минералки просто взяла за руку и предложила отвлечься минут на 10 для разговора. Сначала Алексей говорил как по написанному, хотя и запыхавшись. Чувствовалось, что с этим текстом он уже «сжился» или «сросся». «Аранжировка обязательной программы для конкурса в Риге мне приснилась ночью. Я просто встал и записал ее. И занял 1-е место», - заученно и старательно выговаривал молодой талант. А я ему: «Вот видишь, значит надо чаще спать!» Леша в первый раз улыбнулся и как-то «отпустил удила». Теперь можно и поговорить. -Ты прошел достаточно жесткий путь «кругловских» экспериментов, даже частично переборол в себе стиль «аля Чекасин». Это было трудно? - Я с Владимиром Чекасиным два года взаимодействовал. Он меня привел в театр Бориса Мильграмма. И мне было интересно почувствовать себя не только музыкантом, но и еще наполовину актером. В первый раз я соприкоснулся с театром в 13 лет, когда пришел в «Класс-Центр» Cергея Казарновского. Театральные люди – совершенно особые. В «Класс-Центре» дети играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, читают монологи – это у любого может вызвать недоумение. Потом мне судьба предоставила второй шанс встречи с театром. Сейчас это пройденный этап: хочется чего-то большего. Делаю свои проекты, перфомансы. Я хочу собрать свой оркестр. Благо, в Культурном Центре «Дом» для этого есть все возможности. Я сделал проект по Высоцкому «Спасите наши души» - 70-минутная композиция, рассказывающая о борьбе социума и творческой личности. Использовал и оригинальные песни Владимир Семеновича, и его стихи, и собственные аранжировки (баллада, рэп). Надеюсь, этот проект можно будет еще показать и в других городах. - Концепция, тематика – здесь твое отношение понятно. А за каким стилем ты видишь будущее джаза, куда он идет, как ты чувствуешь? - Он до сих пор сохранил свою традиционную основу. Но в последнее время преобладают современные стили типа джангл, фьюжн. В Европе сейчас очень активно идет использование того, что делал в свое время Арнольд Шнитке или Эдисон Денисов. Данное направление мне интересно. Я написал пьесу «Song S-494 + I», которая была удостоена награды как лучшая авторская композиция на конкурсе в «Синей птице». В ней использована серийная техника в сочетании с джазовыми приемами. Я разрабатываю несколько композиционных технологических средств, а также взаимодействие внутри ансамбля. Данные приемы помогают лучше донести до слушателя задумки произведения. - Что-то здесь я не очень поняла. Это что – уже из области психологии или медицины? Как желудочные таблетки? Ладно. А сейчас ты увлекаешься музыкально-поэтическими или литературно-музыкальными… -...перфомансами. - Я уже сделал несколько литературно-музыкальных представлений: «Дайте родину мою», «Спасите наши души», «Всем семи небесам», «Квадратура круга», «Люблю», «Перевоплощение». Есть задумки спектакля на собственные стихи. Достижение органичности действа данных проектов – вот главный путь в разработке собственного стиля. |