«30-летие Алексея Круглова» |
23 июня альт-саксофонисту Алексею Круглову, одному из самых примечательных молодых джазовых музыкантов нашей страны, лидеру ансамбля «Круглый Бенд» и участнику других многочисленных и разносторонних проектов (в том числе ансамбля Германа Лукьянова «Каданс Миллениум») исполнилось тридцать лет. После двух московских концертов Алексей должен был рано утром уезжать в Архангельск, но всё же нашел время поделиться впечатлениями от прошедшего юбилея. — Мы сыграли два концерта. Первый, собственно в сам день рождения, 23 июня, прошел в клубе «Союз Композиторов», второй — в «Джаз Арт клубе», где я начинал постигать азы джаза лет пятнадцать тому назад. На концертах царила добрая атмосфера. Пришло много друзей, людей, которые меня поддерживают. Были подарки, поздравления, тёплые слова. В общем — приятно и душевно! К сожалению, играл я практически одной левой рукой, так как правую травмировал в результате баскетбольных увлечений. Но, думаю, этот факт только добавил определенной пикантности в нашу непростую музыку. «Баренц-секретариат» (организация, охватывающая территории за полярным кругом) дала возможность представить московской публике норвежских артистов Лису Диллан (вокал) и Асбьорна Лерхейма (гитара) с программой баллад Элвиса Пресли — известнейшего певца, у которого Лиса почерпнула много творческих идей. Кроме них, участвовали музыканты из Архангельска — недавно созданный Владимиром Туровым ансамбль импровизационной музыки «Комитет А»: Владимир Туров (ф-но, клавишные), Николай Куликов (гитара), Алексей Барандов (барабаны). В «СК» в первом отделении выступил норвежский дуэт, второй же состояло из совместного музыцирования «Комитета А» с вашим покорным слугой. По окончании нашего сета, мы исполнили совместную фри-композицию с Лисой. Наше выступление было, что называется, свободным полетом в рамках плавающей композиционной структуры, при существующей основной теме, лейтмотивом появлявшейся в отдельных эпизодах. Это — смесь эклектики и экспрессионистических средств выражения. Я играл на альт-саксофоне, иногда разбирая его и играя на мундштуке или без него — на эске, также использовал игрушечную трубу, блок-флейту и одновременную игру на двух инструментах. В определенный момент мы заиграли на губных гармошках. В совместной композиции Лиса показала огромные возможности своего голоса, которые лишь изредка высвечивались в ее сольном выступлении. На сей раз — чисто авангардный голос с расщепленным звуком, ультразвуком, сонористическим колоритом, атональные изыски, ритмические конфигурации и сам тембр голоса, изменявшийся в зависимости от движения и развития художественных образов. Изредка все это перемежалось с лирическим отношением к происходящему. В какой-то момент все музыканты, исполнявшие моментальную композицию, в момент пианиссимо остро начали слушать друг друга на каком-то сверхпределе, как бы боясь нарушить лишними звуками музыкальную ткань. И в этом — оригинальность чистого творчества!.. …На концерте в «Джаз Арт клубе» не менее удачно повторился и норвежский дуэт, и общая композиция, исполнявшаяся уже в более агрессивном настроении с элементами звуковых провалов и пустот. Вместо отдельного сета «Комитета А» была представлена программа саксофониста «Круглого Бенда» Антона Котикова. В сборный коллектив подключились архангелогородцы Николай Куликов и Алексей Барандов. Контрабасистом же проекта стал Дмитрий Толочков — еще один участник «Круглого Бенда». Звучали авторские пьесы Антона Котикова, который блеснул игрой на тенор-саксофоне и флейте. Особо стоит отметить финальную композицию под названьем «МКАД», в которой Антон сыграл на дудуке контрастно-поминальный фрагмент и показал одновременную игру на двух саксофонах, изображая автомобильные сирены в рамках аккомпанемента моему соло. В этой пьесе спел соло Феликс Лахути — еще один приглашенный гость юбилея. Особенно оригинально слушались его имитации заводящегося мотора мотоцикла. Вот так мы и перешли от имажинистической окраски концерта к сугубо реальной. Оба концерта завершились уже джазовыми джемами, что лишний раз доказало — джаз глубок, многосодержателен и приносит искреннюю импровизационную радость! Рубеж - 30 лет. Какие планы? — Планы и простые, и в то же время сложные. У меня стоит задача отчеканить свой стиль. Есть идеи создания музыкально-драматического театра, с импровизационно-декламационной стилистикой. А определенные шаги к этому были сделаны в предыдущее 30-летие. Так что — будем развивать и добавлять багаж новыми знаниями и находками. Время экспериментов закончилось, пора идти вперед по выбранной мной дороге. В нашем «Круглом Бенде» собрались самобытные творческие люди, плюс я сотрудничаю с уникальными личностями и вне рамок «Бенда». Такое общение помогает осознать многие вещи. Если говорить конкретно о проектах, то тут будут и программы с новыми композициями, построенные на таких своеобразных структурно-образных пластах, будут и литературно-музыкальные композиции на стихи, например, Осипа Мандельштами и Виктора Цоя. Идей много. Главное — чтобы хватило сил и терпения для их реализации их. Но, я думаю, с такими друзьями и помощниками мы добьемся многого! Редакция «Джаз.Ру» поздравляет Алексея Круглова с первым творческим юбилеем и... оставляет за собой право на репортажи со следующих!
Ирина Северина
Московский саксофонист Алексей Круглов отмечал накануне свое 30-летие в одном из московских клубов. В юбилейном концерте также участвовали музыканты из Норвегии и Архангельска. Звучала очень разная музыка. Сначала норвежцы – певица Лиса Диллан и гитарист Асберн Лерхайм, которые исполнили тихие баллады из репертуара Элвиса Пресли, в том числе его первый хит 1954 года «That’s All Right, Mama» (между прочим, в нынешнем году этой песне 55 лет – можно сказать, полуюбилей). Все – в оригинальных аранжировках Лисы Диллан. Затем – контрастный, авангардный сет Алексея Круглова с группой из Архангельска «Комитет А»: нечто между стилистикой Альберта Айлера и легендарной группой «Архангельск» (а надо сказать, что клавишник Владимир Туров в свое время был в этой группе одной из ключевых фигур). Сам юбиляр, Алексей Круглов играл на альт-саксофоне, игрушечной пластмассовой трубе, блок-флейте и губной гармошке – в джазовых кругах не в последнюю очередь он известен как мультиинструменталист. К тому же он умудрялся управляться со всеми этими инструментами в основном левой рукой (правую недавно травмировал – решил заняться спортом и поиграть в баскетбол). Но это вовсе не помешало с самого начала сета атаковать немногочисленных слушателей оглушительной звуковой лавиной. В джеме с участием Лисы Диллан победил авангард: голос певицы звучал уже не песенно и не вокально, а, скорее, подобно инструментальным партиям российских коллег.
Елена Сверлова
Звуковая вселенная, преподнесённая архангельским «Комитетом А» при участии молодого московского саксофониста Алексея Круглова, просто поразила публику своей спонтанностью, звуковой фееричностью и буквально видимой выразительностью авангардного джаза! Это, скорее, напоминало гениально отснятый на лучшей цветочувствительной плёнке и талантливо смонтированный документальный фильм о Жизни Вселенной, когда яркие кадры следуют один за другим, и когда эта дикая Божественная красота завораживает настолько, что словесные комментарии кажутся здесь просто неуместными.... Хочется отметить виртуоза Алексея Круглова, отыгравшего ярко и технически безупречно обе программы (первый концерт состоялся днём раньше в клубе «Союза композиторов»)... Поставленная северянами изначально высокая творческая планка задала определённый тон и традиционному клубному джему: музыканты буквально выстроились в очередь, джазовые мэтры совсем не шутливо упрекали молодёжь, что им никак не дают пробиться на сцену, а молодёжь, надо сказать, была очень интересная и яркая, а порой и неординарная, но на то он и джаз!
|