Резензия диска «Перевоплощение» (К.Волков) |
Константин Волков
Саксофонисту Алексею Круглову, прошлогодней "Надежде года" премии "Джаз'Ухо", всего 23. Первый сольный, авторский диск в 23, да еще на столь уважаемом лейбле, выпустившем немало значительных работ Чекасина, Вапирова, Курехина? Серьезная заявка, и нельзя не признать, что Алексей тщательно отрабатывает серьезность этой заявки. Все, чему молодая надежда московского нового джаза успела научиться за долгие годы - сначала в "Класс-центре" Казарновского, где его преподавателями были Барашвили, Чугунов и Шилклопер, потом в ГМУЭДИ у Резанцева, теперь в РАМ им. Гнесиных у Осейчука - показано здесь "во весь рост", и всем видно, что научиться Круглов успел немалому количеству вещей, к которым другие приходят только после "кризиса среднего возраста". Видно ,что он успел достаточно глубоко изучить джазовую композицию (именно джазовую!), причем вплоть до самых "заоблачных" ее пиков - и заметно, что эти-то пики, авангард 60-х, интересуют его сильнее всего. Видно, что исполнительски он сильно обогнал большую часть своего поколения, впитав, как губка, множество элементов самых разнообразных манер - от Колтрейна и Эйлера до, скажем, Чекасина былых времен. Интересно, что акценты слышны именно такие - американский фри-джаз и "советский авангард"; влияния европейской "новой импровизационной" читаются гораздо в меньшей степени. Другое дело, что САМОГО Круглова видно пока не очень, что естественно - помимо предшествующей традиции, сколь подробно и добросовестно в нее ни входи, главные составляющие индивидуального творчества - это воображение и личный жизненный опыт, причем первое сильно зависит от второго, а влияют они на два главных показателя - оригинальность и эмоциональную глубину творческого результата. Два этих показателя у Круглова пока что ровно на цифрах, соответствующих его возрасту - но и то ему вполне, вполне есть что сказать внимательному слушателю.
Диск заметно распадается на две почти ровные части. Три первых трека, от 8 до 16 минут продолжительностью - пьесы, которые Круглов в период записи альбома (2001) часто играет со своим "Круглым Бендом", одной из самых радикальных молодых джазовых формаций на московской сцене. В разной степени программные, они сделаны в трех разных ритмиках, в трех разных формах, но заметно объединены доминирующим художественным методом, который можно определить как "Круглов постигает". Играет их один и тот же состав (постоянный творческий партнер Алексея - барабанщик Петр Талалай, контрабасист Сергей Хутас и пианист Алексей Беккер, все почти ровесники и студенты одного и того же учебного заведения)... Четвертый, он же последний, трек - сорокадвухминутная трехчастная фри-джазовая соната, записанная полугодом раньше в трио (Круглов, Талалай и пианист Владимир Нестеренко). Попытка прорыва. Постижение отставлено, на первый план выдвинуто самоуглубление - вслед за прошедшими этой дорогой ранее. Роль партнеров возрастает, Нестеренко то и дело приходит к едва ли не более глубоким выводам, чем сам лидер, главная тема настойчиво напоминает ,что дело происходит не где-где, а в России. Сила попытки то и дело оборачивается ее слабостями (те самые два показателя, зависящие не столько от воображения, сколько от жизненного опыта, в первую очередь внемузыкального...), но смелость попытки не может не вызывать уважения. Альбом все еще показывает потенциал больше, чем подводит итоги. Но потенциал он показывает очень интересный. |