Главная arrow Пресса arrow Резензия диска «Перевоплощение» (К.Волков)
Резензия диска «Перевоплощение» (К.Волков)
  • «Полный джаз», выпуск № 24, 19 июня, 2002 г.
Константин Волков 
 
Саксофонисту Алексею Круглову, прошлогодней "Надежде года" премии "Джаз'Ухо", всего 23. Первый сольный, авторский диск в 23, да еще на столь уважаемом лейбле, выпустившем немало значительных работ Чекасина, Вапирова, Курехина? Серьезная заявка, и нельзя не признать, что Алексей тщательно отрабатывает серьезность этой заявки. Все, чему молодая надежда московского нового джаза успела научиться за долгие годы - сначала в "Класс-центре" Казарновского, где его преподавателями были Барашвили, Чугунов и Шилклопер, потом в ГМУЭДИ у Резанцева, теперь в РАМ им. Гнесиных у Осейчука - показано здесь "во весь рост", и всем видно, что научиться Круглов успел немалому количеству вещей, к которым другие приходят только после "кризиса среднего возраста". Видно ,что он успел достаточно глубоко изучить джазовую композицию (именно джазовую!), причем вплоть до самых "заоблачных" ее пиков - и заметно, что эти-то пики, авангард 60-х, интересуют его сильнее всего. Видно, что исполнительски он сильно обогнал большую часть своего поколения, впитав, как губка, множество элементов самых разнообразных манер - от Колтрейна и Эйлера до, скажем, Чекасина былых времен. Интересно, что акценты слышны именно такие - американский фри-джаз и "советский авангард"; влияния европейской "новой импровизационной" читаются гораздо в меньшей степени. Другое дело, что САМОГО Круглова видно пока не очень, что естественно - помимо предшествующей традиции, сколь подробно и добросовестно в нее ни входи, главные составляющие индивидуального творчества - это воображение и личный жизненный опыт, причем первое сильно зависит от второго, а влияют они на два главных показателя - оригинальность и эмоциональную глубину творческого результата. Два этих показателя у Круглова пока что ровно на цифрах, соответствующих его возрасту - но и то ему вполне, вполне есть что сказать внимательному слушателю.

Диск заметно распадается на две почти ровные части. Три первых трека, от 8 до 16 минут продолжительностью - пьесы, которые Круглов в период записи альбома (2001) часто играет со своим "Круглым Бендом", одной из самых радикальных молодых джазовых формаций на московской сцене. В разной степени программные, они сделаны в трех разных ритмиках, в трех разных формах, но заметно объединены доминирующим художественным методом, который можно определить как "Круглов постигает". Играет их один и тот же состав (постоянный творческий партнер Алексея - барабанщик Петр Талалай, контрабасист Сергей Хутас и пианист Алексей Беккер, все почти ровесники и студенты одного и того же учебного заведения)...
 
Четвертый, он же последний, трек - сорокадвухминутная трехчастная фри-джазовая соната, записанная полугодом раньше в трио (Круглов, Талалай и пианист Владимир Нестеренко). Попытка прорыва. Постижение отставлено, на первый план выдвинуто самоуглубление - вслед за прошедшими этой дорогой ранее. Роль партнеров возрастает, Нестеренко то и дело приходит к едва ли не более глубоким выводам, чем сам лидер, главная тема настойчиво напоминает ,что дело происходит не где-где, а в России. Сила попытки то и дело оборачивается ее слабостями (те самые два показателя, зависящие не столько от воображения, сколько от жизненного опыта, в первую очередь внемузыкального...), но смелость попытки не может не вызывать уважения. Альбом все еще показывает потенциал больше, чем подводит итоги. Но потенциал он показывает очень интересный.
 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
"Cinephony"
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке