«Ответы Алексея Круглова на два вопроса о российском джазе» |
2 февраля, 2009 г.
Насколько популярен джаз в России сегодня? Какие джазовые направления наиболее востребованы слушателями в России и в мире?
На первый взгляд, в наше время джазовая аудитория ширится и постоянно вбирает в себя новых слушателей. Но если углубиться в этот вопрос, то станет ясно, что не все так просто. Во-первых, по рассказам и своего отца, и многих джазовых людей старшего поколения, с которыми я выступаю, джаз был в 60-70-е годы чем-то вроде глотка свободы, все пытались поймать на своих приемниках передачи Уиллиса Канновера, музыканты искали хоть какой-то нотный материал, набивались битком залы на джазовых фестивалях. Во-вторых, стилистически джаз был представлен на крупных фестивалях разнообразнее, чем сейчас. И это тоже удивительно. Например, на многих площадках выступали и ансамбль ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин), и джаз-группа «Архангельск», и многие другие. Сегодня же в основном присутствует ориентирование на эстрадный джаз – такую своеобразную конфетку, развлечение. В этом и есть популярность нынешнего джаза. Еще один немаловажный момент. Сегодня появилось поколение молодых талантливых музыкантов, которые, при общей доступности материала, обучаясь различным импровизационным системам и технологиям игры на инструментах, имеют все возможности для того, чтобы создавать интересные творческие проекты. Но, к большому сожалению, многим после окончания вузов негде развивать дальше полученные навыки и путь для таких талантливых джазменов только один – все тот же развлекательный и эстрадный джаз. Ну а идеи молодежи реализуются ими «не благодаря, а вопреки». Хотелось бы изменить традицию. Ответ на вторую часть вопроса плавно вытекает из вышесказанного мной. Если у нас в стране все понятно, то вообще в мире ситуация где-то лучше, где-то хуже, но общие тенденции, я думаю, сохраняются. Я знаю, что в США с джазовой индустрией, а соответственно и с возможностями музыкантов, все гораздо лучше налажено, в скандинавских странах и некоторых европейских тоже все на высоком уровне. На любом крупном джазовом фестивале за границей можно услышать абсолютно разноплановую музыку. Исключение составляют только лишь специализированные фестивали по определенным направлениям. Есть мнение, что столица джаза скоро перейдет из Нью-Йорка в Москву. Сомневаюсь. Ведь тут надо различать – сегодня группа бизнесменов, джазовых любителей, решила открыть в Москве джаз-клуб и приглашает туда за немалые деньги американских артистов, другое дело – поощрение и поддержка собственных воспитанников и создание для этого специальной индустрии. Ведь только так мы сможем избежать «джаза на потребу» хоть частично. Какой джазовый фестиваль, проводимый в нашей стране, вы можете особенно выделить? И почему? Общее впечатления от всех фестивалей, на которых приходилось выступать – ощущение праздника, радости. Народ, особенно в провинции, очень тепло и душевно принимает, вежливые и приятные в обращении организаторы, звукорежиссеры и все, кто работает на таких мероприятиях. Конечно, мне особенно близки фестивали, где играют ту музыку, которая мне нравится. А так как я принадлежу к авангардному крылу джаза, то выделил бы именно те, на которых наряду с приглашенными легендами советского джаза и иностранными звездами звучит и нестандартная музыка. О проектах молодых джазменов я уже сказал. Я не призываю их играть только авангард, я лишь высказываю пожелание организаторам фестивалей обращать больше внимания на творчество этих музыкантов. Как и не говорю только лишь о молодежных фестивалях. Хотя это было бы очень интересно. Например, недавно планировался на моей родине – в городе Павловский Посад Московской области – фестиваль импровизационной музыки. Это действительно было бы творческое общение между ровесниками, надеюсь, эту затею еще удастся осуществить. Возвращаясь же к пожеланиям организаторам, хочу заметить, что порой не все ладно с бытовыми моментами, но заострять на этом внимание не очень бы хотелось. В той же Польше, да и в Прибалтике бытовой вопрос поставлен на высоком уровне. Думаю, что нам есть чему поучиться у наших соседей. Из многочисленных российских фестивалей, я бы выделил все фестивали, проходящие в Архангельске. Тут по художественному значению осуществились очень важные для меня проекты: с джаз-группой «Архангельск» и капеллой Владимира Максимкова в рамках фестиваля «Всероссийские хоровые ассамблеи» в честь 90-летия Георгия Свиридова; моя группа «Круглый Бенд» выступила в рамках фестиваля «Белая ночь» со спектаклем по поэме Владимира Маяковского «Люблю»; авангардный фестиваль «Апрельские джазовые тезисы», в рамках которого мы играли в проекте Игоря Широкова со звонарем Владимиром Петровским; фестиваль «Дни джаза», на котором выступают как звезды мирового джаза, так и молодые музыканты. Фестиваль «Теплые звуки Севера» на Соловках, который прошел в первый, и, видимо, в последний раз, и запомнился мне особой духовной атмосферой, царящей на острове. Фестивали в Казани – «Семь ночей джаза в Изомузее» и «Ночь в музее», проходящие в Государственном Музее Изобразительных Искусств Татарстана, тоже для меня очень важны. На них звучали различные проекты «Круглого Бенда» – инструментальная музыка и спектакль по творчеству Владимира Высоцкого. Отметил бы фестивали «Джаз в саду Эрмитаж» (Москва), где можно услышать джазовых звезд и «Джаз над Волгой» (Ярославль), обладающий неповторимой атмосферой гостеприимства и добра. Так получилось, что именно на этих двух фестивалях несколько лет назад я впервые показал первые авторские инструментальные проекты со своим ансамблем «Круглый Бенд». Также как и на фестивалях авангардного искусства, проходивших в московском Культурном Центре «Дом» – «Памяти Казимира Малевича» и «Альтернатива», на которых «Круглым Бендом» были показаны литературно-музыкальные представления. Если уж говорить про нестандартные фестивали, то «СКИФ» – наверное, наиболее яркий представитель этого направления. По рассказам друзей-музыкантов ярким и красочным фестивалем является «Джазовая провинция». Мне, к большому сожалению, пока так и не удалось поучаствовать в этом всероссийском событии. С 2006 года стал возвращаться к джазовой жизни город Пущино. Теперь там проходят два фестиваля – «Минифест современного джаза», на котором представлена новая музыка и «Джазовые игры» – целое явление традиционного джаза, с парадом диксилендов, пикником, танцами и прогулкой на джазовом теплоходе по Оке. Открытая, свободная атмосфера. Недавно побывав на фестивале «Сентябрь в Тихвине», убедился в том, что в особенных для России исторических и духовных местах могут получаться прекрасные культурные акции, проникнутые теплотой тех мест. Это лишь неполный список значимых культурных джазовых событий, где в той или иной степени уделяют внимание творческим проектам. Хотел бы пожелать всем хорошей музыки и не забывать о важных художественно-социальных принципах в нашем общем деле! |