Главная arrow Проекты arrow Спектакли
Спектакли


Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Люблю»:spek01.jpg

«Все чаше произведения Алексея Круглова – это развернутые многочастные массивные композиции – как минимум с объявленной программой, но все чаще – со СЛОВОМ во всех возможных видах – пение, мелодекламация, хоровые речитативы …  Возможно, как говорят, слова песни на бумаге, без напева, без аккомпанемента, уподобляются голомspek21.jpgу королю. Но в том то и дело, что у Круглова они с музыкой, только – с его собственной.»
 
2001 год стал новой вехой в творческой биографии Алексея Круглова. В этот период закладываются и развиваются замыслы и идеи начинающего режиссера-постановщика. Одними из первых программ являются  «Что знает о любви любовь» и «Перевоплощение».



«Что знает о любви любовь?»

 Обратимся опять к аннотации известного критика:

«Вокально-инструментальная поэма с включенными в неё песнями Андрея  Эшпая. Сама композиция была сочинена в том новоджазовом стиле, какой достигал своих высот буквально тогда же, когда у нас была в моде одноименная песенка Эшпая в середине 60-х годов.»

Здесь Алексей повторил свой эксперимент с двумя ударными установками. Две ударные установки, находящиеся по разным углам сцены - это образ с одной стороны колтрейновского свободного джаза и одного из основополагающих альбомов того времени – «Высшая любовь» («A Love Supreme») Джона Колтрейна, с другой стороны, проекция образа на иную сферу понимания этой темы. Аранжировка звучит достаточно плотно, поскольку в ансамбле  использованы различные духовые инструменты. Канва постановки усиливается темой борьбы добра и зла.

Слова Николая Дмитриева об этом проекте из его интервью передаче «Джаз и не только»:
 
«Рефлексия, умственная интеллигентщина, вселенская радость!»


«Перевоплощение»

Тема  «Перевоплощения» исполняется  «Круглым Бендом» в разных аранжировках. Здесь же инструментальный материал  усилен поэзией Александра Блока, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, сквозь произведение проходят стихи этих великих поэтов. Оригинальность постановки заключалась в том, что посередине сцены стоял гроб, и в кульминации  произведения на последних аккордах главной темы Алексей открывал его крышку и из него выходила девушка в белом, символизируя собой возрождение, и пела нынешний гимн России. Здесь присутствовали элементы театра абсурда. Выступления с нашумевшим на всю Москву представлением по решению Алексея было прекращено.

Слово автору:

«Конечно же, мы использовали очень сильное средство визуального воздействия. Гроб хранился в «Доме», сам худ. рук. Николай Дмитриев не был против этого, даже, как он говорил «я вполне за!», в отличие от директора Ольги Митрофановой. Доступ к нему был открыт постоянно. В итоге использование этого средства не в художественных целях, а ради баловства, чуть не привело к ужасной трагедии.

Произошло это так. Не спросясь меня (возможно, в тот момент я был в отъезде), люди решили сжечь гроб на праздник Ивана Купалы. Одному смельчаку взбрело в голову сфотографироваться в открывающемся горящем гробу. Для этого гроб поместили в костер, смельчак забрался внутрь и попросил закрыть крышку. В кульминации происходящего крышка из-за физической реакции, возникшей при повышении температуры, отказалась открываться, и человек оказался заточенным в горящем гробу. В итоге ему непостижимом образом, ценой огромных усилий все-таки удалось выбраться.» 

 

 

В 2002 году  на двух московских студиях (Ордынка и Мосфильм) «Круглым Бендом», записывается  композиция «Люблю» по поэме Владимира Маяковского - компакт-диск, который вышел в декабре 2004 года и был приурочен к пятилетию «Круглого Бенда».

Дмитрий Ухов:

 «Люблю» - это два состава исполнителей, два разных саунда. Музыка на текст одноименной поэмы Маяковского ораториального жанра как бы вливается в инструментальные пьесы, лежащие в основе компакт-диска – «Ангел в душе тигрицы», «Мама», «Song S 494 + I». Через композицию поэмы проходит главная инструментальная тема диска, которая носит название «Люблю».


Алексей Круглов:  spek18.jpg

«Данный проект – это мое видение и понимание этой темы. Я, как авангардист своего времени, пытаюсь вступить в спор с великим поэтом,  авангардистом эпохи футуристического символизма.  

Нужно сказать, что с записью я рисковал. Барабанщик Петр Талалай служил тогда в
армии, и существовала вероятность его неприезда утром на запись в Мосфильм. Но его все-таки отпустили, и запись состоялась.»

Через какое-то время  Алексей сделал из радио-варианта сценическую версию, в которой использовал главные темы данного проекта. Представление получилось красочным. Перед каждой частью девушки выходят с плакатами, на которых огромными буквами написано название данной части. В финале произведения на сцене уже много народу с плакатами и возгласами: «Люблю». Главную роль исполняет  отец Алексея – Владимир Круглов, а остальные музыканты, с одной стороны олицетворяют образы Маяковского, но с другой - играют автора постановки – Алексея Круглова.



Около двух лет продолжалась работа в студии над записью проекта «Всем семи небесам» - поэтического коллажа на стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой и Владимира Маяковского с использованием цитат из «Капитала» Карла Маркса. Композиция в трех частях, продолжающаяся около 74 минут, рассказывает о революционном времени, людях, поэтах и их судьбах, участии их в жизни России. Здесь поднимаются вечные вопросы и попытка найти на них ответы. В этом проекте действительно записывался «Бенд». Это и разнообразные духовые (даже такие редкие, как дудук), и две ударные установки, и струнные, и разножанровый вокал.

На протяжении всей композиции идет поэтическое  повествование, построенное на ассоциативном варьировании образов.  Музыка, которая в первой части авангардно-академическая, во второй импровизационная, а в третьей четко структурированная ново-джазовая, своими образами отображает поэтический текст и дополняет поэзию.

С записью этого проекта связано несколько забавных случаев, об одном из которых повествует Алексей Круглов:

«Мне очень нужен был церковный колокольный звон и просто несколько отдельных колоколов. Я знал, что в армии, где служил мой друг Ренат Гатаулин, есть колокола (причем эти колокола, - из оркестра Министерства Обороны, -  звучат каждый год 9 Мая на Красной Площади). И как-то ночью я пошел к нему записывать на минидиск звучание колоколов. Только их нужно было перенести из одного здания в другое. Меня очень привлекало, что колоколов много - и большие, и маленькие, их разная звуковысотность давала большие возможности. Задача транспортировки стояла не из легких.

Я взял один колокол, выхожу из здания и вдруг, передо мной два человека в военной форме:

- Ты кто? Откуда? Зачем колокол стащил?

Но шедший за мной Ренат с другими колоколами все им объяснил. Однако было забавно!

Церковный звон мы записали со звукорежиссером Максом Лебедевым прямо из студии, только микрофон вынесли на улицу. Студия находится в училище на Б. Ордынке, а рядом с ним церковь Святого Николая Угодника. Это было поздний осенний вечер, шел дождь, и ветер иногда задувал микрофон, а так как запись происходила в воскресение, то машин на проезжей части было совсем немного, да и те, которые проезжали по Ордынке, очень гармонично влились в общую картину. Получилось именно то, что я хотел: шумы улицы на фоне колокольного звона весьма точно отображают нашу жизнь….

Так как мы с Максом писали и сводили проект долго, мы очень сдружились, но иногда cпоры. Начинали мы сводить запись вечером, а расходились, как правило, с утра. Большое Спасибо Максу за понимание и терпение. Запись звучит именно так, как я и задумал!»

 spek16.jpg

В 2002 году состоялась презентация первого диска Алексея Круглова и «Круглого Бенда». На ней ансамбль показал театрально-музыкальный проект на стихи Сергея Есенина «Дайте Родину мою».

Автор:

 «Именно тогда мы стали отрабатывать принципы моей системы, касающиеся импровизации, композиции, постановки, взаимодействия ансамбля.»


Особую роль в спектакле у студента ГИТИСа  Андрея Ионова. На сцене небольшой хор, два солиста. В финале произведения Алексей выходит в зал, делая круг по залу, уходит за кулисы и выводит оттуда  двух альт саксофонистов. Троица, играя на инструментах, еще раз очерчивает круг, после чего перебирается на сцену. Сплошь метафоры и аллегории…

 spek14.jpg

В 2003 году были показаны новые постановки. В 65-летний юбилей Владимира Высоцкого «Круглый Бенд» играет сонату, посвященную поэту «Спасите наши души». На основной сцене находятся главные действующие лица - весь «Круглый Бенд»: Владимир Круглов, солист Алексей Круглов, два альт саксофониста, четыре певицы и ритм-секция. На балконе – реперы, оповещающие о том, что происходит на основной сцене.
По словам корреспондента ТВЦ, реперы -  «своеобразная стилистическая параллель из нашего времени во время Высоцкого, как некая сила, довлеющая со всех сторон»


biog36.jpgМузыка и поэзия доносит до слушателей главную идею произведения. В композиции использована додекафонная музыка, которая была на взлете в 60 - 70 года, оригинальные песни и стихи Высоцкого, джазовые аранжировки музыки Высоцкого, авторская музыка Алексея Круглова и импровизации солистов. От  начальной песни в исполнении рэперов  «Темнота впереди» до всеобщего гула, из которого рождается маршеобразный ритм с декламационной, повторяющейся основой: «Спасите наши души, спасите наши души», проходит целая эпоха, жизнь всего общества.

 

«Квадратура Круга»

Этот проект показывается на фестивале «Памяти Казимира Малевича» в феврале 2003 года и на концерте, посвященном открытию «Радио Культура» в октябре 2004 года. Проект рассказывает о жизни человека, о его творческом пути. Музыка в нем неизменна, а вот некоторые стихи могут меняться в зависимости от идеи и задач выступления. Это единственное произведение Алексея, в котором поэзия варьируется, но так как речь здесь идет о русском человеке, то изначальная мелодия и стихотворение Сергея Есенина служат отправной точкой всей постановки:
spek13.jpg
«Темна ноченька, не спится,
 Выйду к речке на лужок…»

Алексей Круглов: 

«На фестивале «Памяти Казимира Малевича»  я использовал визуальный ряд. С нами участвовал художник Александр Панькин, во время представления он рисовал Черный Квадрат, а люди параллельно рубили дрова (кстати, в этом участвовал баритон-саксофонист Роман Секачев). В итоге - Черный Квадрат нарисован, дрова разрублены - круг замкнулся. Я декламировал стихи Есенина, свои стихи и стихи Даниила Хармса.

На открытии «Радио Культура» я использовал только поэзию Есенина, визуального ряда не было, а тема проекта была несколько скорректирована и сконцентрирована на жизни отдельного, конкретного человека, поэта, гражданина.


Тогда же, в апреле 2003 на «СКИФе» в Питере и месяцем позже в «Доме» показывается спектакль на стихи Алексея «Жил когда-то гений».

Спектакль построен на композиционных апориях, зависящих от  поэтической составляющей. Замкнутость и ограниченность влияют на визуальный ряд, который то находится долгое время в неизменяемом состоянии, то в определенный момент резко трансформируется в  противоположное.

Главного героя на сцене нет, у него раздвоение личности и он сошел с ума. Со сцены звучат только его стихи. Два ансамбля играют то попеременно, то вместе. В них две солистки, во второй части они ещё и актрисы, ведущие диалог, составленный автором из материалов Чарльза Дарвина. Здесь даже ведущий представляется Алексеем Кругловым и читает стихи от лица самого Круглова, хотя сам автор  за роялем, а пианист стоит с контрабасом, и только в третьей части ансамбль пытается собраться и все играют и поют вроде-бы вместе, но исход неизвестен. Все заканчивается знаком вопроса… Хотя рифма в стихах соблюдена, чspek22.jpgеткого ритма в стихе нет, он как будто пытается найти самого себя…

Остались только тени,
Людей звезда погасла,
Рыдают горько стены –
Пляшут тени страстно.
Отраженья серых туш,
Без стержней скелеты,
Следы упавших душ –
Вопросы, где ответы...?

 

В октябре 2003 Алексей создает  литературно-музыкальный спектакль «Антигерой не нашего времени». По словам идейного вдохновителя «Круглого Бенда», «Антигерой» – это собирательный образ русского поэта.»  
В этом произведении  сочетаются  стихи поэтов абсолютно разных эпох. В композиции две части. В первой части все музыканты в масках, а Алексей декламирует стихи Владимира Маяковского, в которых рефреном то и дело возникают строчки: 
                                                                             
«Все чаще думаю, не поставить ли точку пулей в своем конце?
 Я сегодня, на всякий случай, даю прощальный концерт…» 
                                                                  
После вступительного слова  Дмитрия Ухова  (в его отсутствие вступление читает или ведущий, или вступительное слово не используется) , а во второй части звучат стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Игоря Талькова. spek12.jpg

От каждого поэта взяты несколько стихотворений, которые рассказывают о их творческом и жизненном пути, об их участии в судьбе России. Здесь и пророческие стихи Пушкина и Лермонтова, и стихи Есенина, написанные в годы революции. Музыка играет одну из главных ролей, отображая состояние каждого поэта и явные исторические события. Музыкальная тема Маяковского появляется в блоке  Высоцкого, но развивается по другому направлению. На эту тему слышны уже  возгласы цоинизированных музыкантов:
               
«Ждем перемен, ждем перемен!»
 
Поэзия Талькова венчает собой тематику пяти русских поэтов различных эпох. В проекте используются также стихи Марины Цветаевой и Александра Блока, цитаты из Михаила Булгакова, Федора Достоевского и Виктора Цоя. Песня на стихи Цветаевой, исполняемая в финале произведения всеми участниками действа на авансцене и  без аккомпанемента, такими как есть, все уже сказавшими, звучит тихо, протяжно и проникновенно. 
                                                                                                                                  
Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Люблю», в котором есть отсылки к этому проекту.    

«Литературоцентризм – это наша художественная традиция. Не где-нибудь, а у нас – поэт больше, чем поэт, и жизнь его, как правило, обрывается гораздо раньше, чем могла бы. У нас поэт – как бы не любила его толпа – «антигерой не нашего времени», как перефразирует Круглов великого русского поэта.»                                                                                                                                                                                                                                                    


Cпектакль по рассказу Михаила Булгакова «Морфий», к сожалению, так и не был поставлен. Здесь две взаимодействующие параллельные сюжетные линии. Главный герой - врач-наркоман, живущий в дикой глуши, отстраненный от всего происходящего в стране. Не найдя другого способа справиться с болями в сердце, он начинает колоть себе морфий и в итоге стреляется. В то время, когда случается эта личная драма, страну потрясает революция 1917 года.

В спектакле проводится параллель с жизнью Булгакова, которого играет отец Алексея. Он читает записки Булгакова к Сталину. В этих записках - просьбы писателя выпустить его за границу из-за болезни, мысли о невозможности заниматься творчеством в этой стране, поиски выхода из сложившейся жизненной ситуации. В то время, когда Булгаков читает свои записки, вся ритм-секция подвигается к ближе и ближе к зрителям, ведь музыканты в ритм-секции еще и актеры и играют они все вместе роль одного человека - врача Полякова. Третье действие происходит уже на авансцене и после последнего финального аккорда все музыканты-актеры уходят в зал.


«Завтра революция»

Революционная проблематика заключена и в литературно-музыкальном представлении, которое было поставлено в феврале 2004 года. В нём показана жизнь людей по разные стороны баррикад за день до революции и сопровождается это действо монологами из романа французского философа-просветителя Дени Дидро «Племянник Рамо».
spek11.jpg

Алексей Круглов:

«Главный герой этой книги - человек одновременно и возвышенный, и низкий… это наш своеобразный взгляд на последствия  самой революции.»
 

Роль самого Дидро исполняет Владимир Круглов.

Андрей Башев (тубист этого проекта):

«Такой энергии на сцене, как в этом проекте,  я что-то не припомню. Это уже не музыка… Здесь доказательство от противного,  убеждение в чем-то самом главном через страх…»  

Обескураживающее суприматическое действие приводит к абсолютно неожиданному результату –   герои пытаются найти свои архетипы. Закрученное действие, как клубок, неумолимо берет свое: в даль уходит главная музыкальная тема, построенная по додекафонному принципу. Она вбирает  в себя бытие людей,  их жизни, перемалывает в себе всю музыку, все просветительские идеи, весь   деистический разум. Исполняет ее на фортепиано Алексей Круглов. В зале темнеет, силуэт пианиста чуть виден, лишь маска, висящая над музыкантами,  обозревает происходящее.     


spek10.jpg
В июне 2004 года состоялось выступление - показ спектакля по поэзии Виктора Бокова «Поэзии сто первая верста».
При создании композиции спектакля. Алексей использовал стихи из книги «Зона» - книге по поэзии репрессированных поэтов. Составителем ее является поэт Николай Домовитов.
spek09.jpg
В зрительном зале на подвешенном к стремянке плакате  написан эпиграф - поэтическое заглавие проекта: 
 

«Поэзии сто первая верста ,
Кто может запретить тебя , скажи мне,
Когда и при каком режиме
Ты закрывала наглухо уста?»  


Сцена  разделена на две части, между которыми стоит рояль. Пианист играет пять целых нот  – олицетворение времени. Слева - рэперы, справа – Владимир Круглов, исполняющий стихи поэта под гитару. Сцену от зала отделяют нотные пульты, повернутые лицевой стороной к зрителям. Нот на пультах нет -  зрители  не знают какую партию и по чьим нотам они играют. Настоящая свобода на сцене.



«Азиатская сторона» spek05.jpg

22 декабря 2004 года состоялась премьера этого проекта на концерте , посвященном пятилетию «Круглого Бенда» и , одновременно, презентации  второго диска, выпуск которого приурочен к круглой дате. Этот спектакль - театрально-музыкальная фантазия на историческую тему, рассуждение о пути и судьбе России. Он рассказывает о России с древних времён и сложных, переломных вехах в её истории, поэтому действие происходит в разные эпохи. Этот спектакль - своеобразный коллаж - рассказ о  гибели и спасении русского народа. Со сцены звучат цитаты из историков Александрspek07.jpgа Мадорского, Олега Платонова, Николая Карамзина, проза Федора Достоевского, стихи Александра Пушкина, Сергея Есенина и других русских поэтов, ранние песни Владимира Высоцкого.  С музыкальной точки зрения - это синтез импровизационной, академической и народной музыки. Специально для участия в этом проекте были приглашены народные музыканты во главе с Галиной Варшавской  и актер Валерий Долженков.


Неотъемлемая часть действия – монолог  Хлопуши из поэмы Есенина «Пугачев» в исполнении самого автора и Владимира Высоцкого, а также фрагменты из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» и песни Виктора Цоя. Необычный звуковой колорит придает сочетание арфы, виброфона, тубы и других инструментов. В спектакле читаются засекреченные материалы 1945 года.

 

«Посмотрите… или четыре четверти пути» spek19.jpg

Это вторая масштабная композиция на стихи Владимира Высоцкого, рассказывающая о жизни и творчестве великого поэта. На сей раз она сочинена для квинтета. С каждой четвертью раскрываются творческие идеи поэта, тематически происходит развитие от ранних стихов и песен, до философских, написанных не задолго до смерти. Параллельным действием затрагиваются некоторые фрагменты из истории России.

Первая четверть – шуточная тематика и военный блок, во второй четверти поэзия, связанная с любовью, здесь также показывается мироощущение поэта. Во второй половине представления – огромный философский блок, с веселыми, шуточными песнями. Главные роли – отец и сын Кругловы. Песни, в исполнении Круглова-старшего являются олицетворением стихов, которые декламирует Круглов-младший. Роль определенного поколения исполняет ритм-секция. Одно из главных значений имеет музыка. Алексей не  писал свою музыку, а аранжировал оригинальные темы. Главная музыкальная тема спектакля – «Купола».

 

В 2006 году возник еще один интересный спектакль - «Ночь, улица, фонарь, аптека…» 

Слово Алексею Круглову:

«Звонит мне худ. рук. Центра Современного Искусства  Виталий Пацуков: «Алексей, а у Вас завтра выступление». Ну что ж,  пришлось сочинить за два чаspek03.jpgса проект и показать его на этой сцене.»

В одинаковой строгой одежде – белый верх, черный низ – стоят на первом плане Алексей и Владимир Кругловы. Их образы – отражение соответственно раннего этапа творчества Александра Блока и позднего. Одной из главных тем являются фрагменты из поэмы Блока «Двенадцать», которую читает Круглов-старший. Роль толпы исполняет контрабасист. Он одет в свою повседневную одежду и выкрикивает в нужных местах слова, призывающие к «свободе без креста». Взаимозаменяемость – вот кредо этого спектакля. Три музыканта и чтеца выполняют абсолютно разные функции, то аккомпанируя друг другу на разных инструментах, то вступая друг с другом в идеологический спор посредствам стихов и музыки. 

 

 

«Господи, не яростию твоею...»

Литературно-музыкальная миниатюра на стихи Василия Тредиаковского для дуэта Кругловых. Основным литературным сюжетом  является переложенный Тредиаковским в стихотворную форму Псалом 6. Алексей и Владимир Круглвы декламируют стихи, также  исполняют свои партии на фортепиано. В спектакле звучит песня в исполнении Круглова-старшего, присутствует и саксофоновое соло Алексея на мотив музыкальной темы композиции. Проект создан декабре в 2007 года.

 

«Орнеттоколманиада»5x.jpg

Попурри из пьес Орнетта Коулемана на стихи Алексея Круглова, посвященные мэтру фри-джаза. Идея представления - столкновение композиционных методов Коулемана и Круглова. Музыканты играют на разных инструментах, то и дело меняя их, иногда выступают в роли актеров, выкрикивая лозунгированные приветствия Орнетту Коулеману.

Начинается представление с декламационного вступления автора постановки:

«Круглый Бенд» - как авангард отрада,
Посвящает пьесу афро-брату.
Из великого московска града
Слушай о3x.jpgрнеттоколманиаду!»

Далее - трехчастная сюита с главной темой спектакля «Lonely Woman», переложенной на малотерцовое гармоническое соотношение аккордов. Главная тема как и у Коулемана исполняется трубой и альт саксофоном рубато, но только не с свинговым ритмическим подкладом, а с современным ска. В композиции звучат и оригинальные пьесы Коулемана - «Blues Connotation» и «Bird Food», но с насыщенными «Круглым Бендом» разнообразными визуально-музыкальными средствами.

 Пьеса Орнетта Коулемана «The Blessing», исполняемая во второй части представления, построена спецефически. Алексей Круглов использовал лишь часть А, добавив к ней один такт, построив ее на кластерной фортепианной основе и трехтаковом периоде, где риф барабанов, состоящий из собранных отдельных ударов отображает главную тему представления. Во вступлении этой пьесы Круглов-младший вновь декламирует стихи, заканчивающиеся следующим четверостишием:4x.jpg

«Нет, и не умрешь ты, будешь вечно петь нам
Как художник-гений, гармолодик ас!
Отдадим мы дань и Долфи, и Колтрейнам,
И твоим полотнам - музыке фри-джаз!»

После ускоряющегося соло альт саксофона в третей части, звучит соло двух гитар - электро и акустической, как своебразная параллель с проектами Коулемана, у которого часто используются подобные эксперементы.  Еще одна параллель - у Орнетта Коулемана играет его сын, у Алексея Круглова - отец. Именно он исполняет заключительную песню:

«Орнетт Колмен -
Тонн укол нем!.. »

По окончании песни в финале произведения вновь звучит «Lonely Woman».

Премьера постановки прошла 3 февраля 2008 года в Театральном зале ММДМ в рамках абонемента Алексея Козлова «Гигаты джаза», как раз и посвященного творчеству Орнетта Коулемана.

 

Сейчас Алексей Круглов работает над созданием новых спектаклей по Осипу Мандельштаму, Викотру Цою и другим поэтам и писателям.
                                                                                 

spek20.jpg

 

 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке