Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Люблю»:
«Все чаше произведения Алексея Круглова – это развернутые многочастные массивные композиции – как минимум с объявленной программой, но все чаще – со СЛОВОМ во всех возможных видах – пение, мелодекламация, хоровые речитативы … Возможно, как говорят, слова песни на бумаге, без напева, без аккомпанемента, уподобляются голому королю. Но в том то и дело, что у Круглова они с музыкой, только – с его собственной.»
2001 год стал новой вехой в творческой биографии Алексея Круглова. В этот период закладываются и развиваются замыслы и идеи начинающего режиссера-постановщика. Одними из первых программ являются «Что знает о любви любовь» и «Перевоплощение».
«Что знает о любви любовь?»
Обратимся опять к аннотации известного критика:
«Вокально-инструментальная поэма с включенными в неё песнями Андрея Эшпая. Сама композиция была сочинена в том новоджазовом стиле, какой достигал своих высот буквально тогда же, когда у нас была в моде одноименная песенка Эшпая в середине 60-х годов.»
Здесь Алексей повторил свой эксперимент с двумя ударными установками. Две ударные установки, находящиеся по разным углам сцены - это образ с одной стороны колтрейновского свободного джаза и одного из основополагающих альбомов того времени – «Высшая любовь» («A Love Supreme») Джона Колтрейна, с другой стороны, проекция образа на иную сферу понимания этой темы. Аранжировка звучит достаточно плотно, поскольку в ансамбле использованы различные духовые инструменты. Канва постановки усиливается темой борьбы добра и зла.
Слова Николая Дмитриева об этом проекте из его интервью передаче «Джаз и не только»:
«Рефлексия, умственная интеллигентщина, вселенская радость!»
«Перевоплощение»
Тема «Перевоплощения» исполняется «Круглым Бендом» в разных аранжировках. Здесь же инструментальный материал усилен поэзией Александра Блока, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, сквозь произведение проходят стихи этих великих поэтов. Оригинальность постановки заключалась в том, что посередине сцены стоял гроб, и в кульминации произведения на последних аккордах главной темы Алексей открывал его крышку и из него выходила девушка в белом, символизируя собой возрождение, и пела нынешний гимн России. Здесь присутствовали элементы театра абсурда. Выступления с нашумевшим на всю Москву представлением по решению Алексея было прекращено.
Слово автору:
«Конечно же, мы использовали очень сильное средство визуального воздействия. Гроб хранился в «Доме», сам худ. рук. Николай Дмитриев не был против этого, даже, как он говорил «я вполне за!», в отличие от директора Ольги Митрофановой. Доступ к нему был открыт постоянно. В итоге использование этого средства не в художественных целях, а ради баловства, чуть не привело к ужасной трагедии.
Произошло это так. Не спросясь меня (возможно, в тот момент я был в отъезде), люди решили сжечь гроб на праздник Ивана Купалы. Одному смельчаку взбрело в голову сфотографироваться в открывающемся горящем гробу. Для этого гроб поместили в костер, смельчак забрался внутрь и попросил закрыть крышку. В кульминации происходящего крышка из-за физической реакции, возникшей при повышении температуры, отказалась открываться, и человек оказался заточенным в горящем гробу. В итоге ему непостижимом образом, ценой огромных усилий все-таки удалось выбраться.»
В 2002 году на двух московских студиях (Ордынка и Мосфильм) «Круглым Бендом», записывается композиция «Люблю» по поэме Владимира Маяковского - компакт-диск, который вышел в декабре 2004 года и был приурочен к пятилетию «Круглого Бенда».
Дмитрий Ухов:
«Люблю» - это два состава исполнителей, два разных саунда. Музыка на текст одноименной поэмы Маяковского ораториального жанра как бы вливается в инструментальные пьесы, лежащие в основе компакт-диска – «Ангел в душе тигрицы», «Мама», «Song S 494 + I». Через композицию поэмы проходит главная инструментальная тема диска, которая носит название «Люблю».
Алексей Круглов:
«Данный проект – это мое видение и понимание этой темы. Я, как авангардист своего времени, пытаюсь вступить в спор с великим поэтом, авангардистом эпохи футуристического символизма.
Нужно сказать, что с записью я рисковал. Барабанщик Петр Талалай служил тогда в армии, и существовала вероятность его неприезда утром на запись в Мосфильм. Но его все-таки отпустили, и запись состоялась.»
Через какое-то время Алексей сделал из радио-варианта сценическую версию, в которой использовал главные темы данного проекта. Представление получилось красочным. Перед каждой частью девушки выходят с плакатами, на которых огромными буквами написано название данной части. В финале произведения на сцене уже много народу с плакатами и возгласами: «Люблю». Главную роль исполняет отец Алексея – Владимир Круглов, а остальные музыканты, с одной стороны олицетворяют образы Маяковского, но с другой - играют автора постановки – Алексея Круглова.
Около двух лет продолжалась работа в студии над записью проекта «Всем семи небесам» - поэтического коллажа на стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой и Владимира Маяковского с использованием цитат из «Капитала» Карла Маркса. Композиция в трех частях, продолжающаяся около 74 минут, рассказывает о революционном времени, людях, поэтах и их судьбах, участии их в жизни России. Здесь поднимаются вечные вопросы и попытка найти на них ответы. В этом проекте действительно записывался «Бенд». Это и разнообразные духовые (даже такие редкие, как дудук), и две ударные установки, и струнные, и разножанровый вокал.
На протяжении всей композиции идет поэтическое повествование, построенное на ассоциативном варьировании образов. Музыка, которая в первой части авангардно-академическая, во второй импровизационная, а в третьей четко структурированная ново-джазовая, своими образами отображает поэтический текст и дополняет поэзию.
С записью этого проекта связано несколько забавных случаев, об одном из которых повествует Алексей Круглов:
«Мне очень нужен был церковный колокольный звон и просто несколько отдельных колоколов. Я знал, что в армии, где служил мой друг Ренат Гатаулин, есть колокола (причем эти колокола, - из оркестра Министерства Обороны, - звучат каждый год 9 Мая на Красной Площади). И как-то ночью я пошел к нему записывать на минидиск звучание колоколов. Только их нужно было перенести из одного здания в другое. Меня очень привлекало, что колоколов много - и большие, и маленькие, их разная звуковысотность давала большие возможности. Задача транспортировки стояла не из легких.
Я взял один колокол, выхожу из здания и вдруг, передо мной два человека в военной форме:
- Ты кто? Откуда? Зачем колокол стащил?
Но шедший за мной Ренат с другими колоколами все им объяснил. Однако было забавно!
Церковный звон мы записали со звукорежиссером Максом Лебедевым прямо из студии, только микрофон вынесли на улицу. Студия находится в училище на Б. Ордынке, а рядом с ним церковь Святого Николая Угодника. Это было поздний осенний вечер, шел дождь, и ветер иногда задувал микрофон, а так как запись происходила в воскресение, то машин на проезжей части было совсем немного, да и те, которые проезжали по Ордынке, очень гармонично влились в общую картину. Получилось именно то, что я хотел: шумы улицы на фоне колокольного звона весьма точно отображают нашу жизнь….
Так как мы с Максом писали и сводили проект долго, мы очень сдружились, но иногда cпоры. Начинали мы сводить запись вечером, а расходились, как правило, с утра. Большое Спасибо Максу за понимание и терпение. Запись звучит именно так, как я и задумал!»
В 2002 году состоялась презентация первого диска Алексея Круглова и «Круглого Бенда». На ней ансамбль показал театрально-музыкальный проект на стихи Сергея Есенина «Дайте Родину мою».
Автор:
«Именно тогда мы стали отрабатывать принципы моей системы, касающиеся импровизации, композиции, постановки, взаимодействия ансамбля.»
Особую роль в спектакле у студента ГИТИСа Андрея Ионова. На сцене небольшой хор, два солиста. В финале произведения Алексей выходит в зал, делая круг по залу, уходит за кулисы и выводит оттуда двух альт саксофонистов. Троица, играя на инструментах, еще раз очерчивает круг, после чего перебирается на сцену. Сплошь метафоры и аллегории…
В 2003 году были показаны новые постановки. В 65-летний юбилей Владимира Высоцкого «Круглый Бенд» играет сонату, посвященную поэту «Спасите наши души». На основной сцене находятся главные действующие лица - весь «Круглый Бенд»: Владимир Круглов, солист Алексей Круглов, два альт саксофониста, четыре певицы и ритм-секция. На балконе – реперы, оповещающие о том, что происходит на основной сцене.
По словам корреспондента ТВЦ, реперы - «своеобразная стилистическая параллель из нашего времени во время Высоцкого, как некая сила, довлеющая со всех сторон».
Музыка и поэзия доносит до слушателей главную идею произведения. В композиции использована додекафонная музыка, которая была на взлете в 60 - 70 года, оригинальные песни и стихи Высоцкого, джазовые аранжировки музыки Высоцкого, авторская музыка Алексея Круглова и импровизации солистов. От начальной песни в исполнении рэперов «Темнота впереди» до всеобщего гула, из которого рождается маршеобразный ритм с декламационной, повторяющейся основой: «Спасите наши души, спасите наши души», проходит целая эпоха, жизнь всего общества.
«Квадратура Круга»
Этот проект показывается на фестивале «Памяти Казимира Малевича» в феврале 2003 года и на концерте, посвященном открытию «Радио Культура» в октябре 2004 года. Проект рассказывает о жизни человека, о его творческом пути. Музыка в нем неизменна, а вот некоторые стихи могут меняться в зависимости от идеи и задач выступления. Это единственное произведение Алексея, в котором поэзия варьируется, но так как речь здесь идет о русском человеке, то изначальная мелодия и стихотворение Сергея Есенина служат отправной точкой всей постановки:
«Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок…»
Алексей Круглов:
«На фестивале «Памяти Казимира Малевича» я использовал визуальный ряд. С нами участвовал художник Александр Панькин, во время представления он рисовал Черный Квадрат, а люди параллельно рубили дрова (кстати, в этом участвовал баритон-саксофонист Роман Секачев). В итоге - Черный Квадрат нарисован, дрова разрублены - круг замкнулся. Я декламировал стихи Есенина, свои стихи и стихи Даниила Хармса.
На открытии «Радио Культура» я использовал только поэзию Есенина, визуального ряда не было, а тема проекта была несколько скорректирована и сконцентрирована на жизни отдельного, конкретного человека, поэта, гражданина.
Тогда же, в апреле 2003 на «СКИФе» в Питере и месяцем позже в «Доме» показывается спектакль на стихи Алексея «Жил когда-то гений».
Спектакль построен на композиционных апориях, зависящих от поэтической составляющей. Замкнутость и ограниченность влияют на визуальный ряд, который то находится долгое время в неизменяемом состоянии, то в определенный момент резко трансформируется в противоположное.
Главного героя на сцене нет, у него раздвоение личности и он сошел с ума. Со сцены звучат только его стихи. Два ансамбля играют то попеременно, то вместе. В них две солистки, во второй части они ещё и актрисы, ведущие диалог, составленный автором из материалов Чарльза Дарвина. Здесь даже ведущий представляется Алексеем Кругловым и читает стихи от лица самого Круглова, хотя сам автор за роялем, а пианист стоит с контрабасом, и только в третьей части ансамбль пытается собраться и все играют и поют вроде-бы вместе, но исход неизвестен. Все заканчивается знаком вопроса… Хотя рифма в стихах соблюдена, четкого ритма в стихе нет, он как будто пытается найти самого себя…
Остались только тени,
Людей звезда погасла,
Рыдают горько стены –
Пляшут тени страстно.
Отраженья серых туш,
Без стержней скелеты,
Следы упавших душ –
Вопросы, где ответы...?
В октябре 2003 Алексей создает литературно-музыкальный спектакль «Антигерой не нашего времени». По словам идейного вдохновителя «Круглого Бенда», «Антигерой» – это собирательный образ русского поэта.»
В этом произведении сочетаются стихи поэтов абсолютно разных эпох. В композиции две части. В первой части все музыканты в масках, а Алексей декламирует стихи Владимира Маяковского, в которых рефреном то и дело возникают строчки:
«Все чаще думаю, не поставить ли точку пулей в своем конце?
Я сегодня, на всякий случай, даю прощальный концерт…»
После вступительного слова Дмитрия Ухова (в его отсутствие вступление читает или ведущий, или вступительное слово не используется) , а во второй части звучат стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Игоря Талькова.
От каждого поэта взяты несколько стихотворений, которые рассказывают о их творческом и жизненном пути, об их участии в судьбе России. Здесь и пророческие стихи Пушкина и Лермонтова, и стихи Есенина, написанные в годы революции. Музыка играет одну из главных ролей, отображая состояние каждого поэта и явные исторические события. Музыкальная тема Маяковского появляется в блоке Высоцкого, но развивается по другому направлению. На эту тему слышны уже возгласы цоинизированных музыкантов:
«Ждем перемен, ждем перемен!»
Поэзия Талькова венчает собой тематику пяти русских поэтов различных эпох. В проекте используются также стихи Марины Цветаевой и Александра Блока, цитаты из Михаила Булгакова, Федора Достоевского и Виктора Цоя. Песня на стихи Цветаевой, исполняемая в финале произведения всеми участниками действа на авансцене и без аккомпанемента, такими как есть, все уже сказавшими, звучит тихо, протяжно и проникновенно.
Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Люблю», в котором есть отсылки к этому проекту.
«Литературоцентризм – это наша художественная традиция. Не где-нибудь, а у нас – поэт больше, чем поэт, и жизнь его, как правило, обрывается гораздо раньше, чем могла бы. У нас поэт – как бы не любила его толпа – «антигерой не нашего времени», как перефразирует Круглов великого русского поэта.»
Cпектакль по рассказу Михаила Булгакова «Морфий», к сожалению, так и не был поставлен. Здесь две взаимодействующие параллельные сюжетные линии. Главный герой - врач-наркоман, живущий в дикой глуши, отстраненный от всего происходящего в стране. Не найдя другого способа справиться с болями в сердце, он начинает колоть себе морфий и в итоге стреляется. В то время, когда случается эта личная драма, страну потрясает революция 1917 года.
В спектакле проводится параллель с жизнью Булгакова, которого играет отец Алексея. Он читает записки Булгакова к Сталину. В этих записках - просьбы писателя выпустить его за границу из-за болезни, мысли о невозможности заниматься творчеством в этой стране, поиски выхода из сложившейся жизненной ситуации. В то время, когда Булгаков читает свои записки, вся ритм-секция подвигается к ближе и ближе к зрителям, ведь музыканты в ритм-секции еще и актеры и играют они все вместе роль одного человека - врача Полякова. Третье действие происходит уже на авансцене и после последнего финального аккорда все музыканты-актеры уходят в зал.
«Завтра революция»
Революционная проблематика заключена и в литературно-музыкальном представлении, которое было поставлено в феврале 2004 года. В нём показана жизнь людей по разные стороны баррикад за день до революции и сопровождается это действо монологами из романа французского философа-просветителя Дени Дидро «Племянник Рамо».
Алексей Круглов:
«Главный герой этой книги - человек одновременно и возвышенный, и низкий… это наш своеобразный взгляд на последствия самой революции.»
Роль самого Дидро исполняет Владимир Круглов.
Андрей Башев (тубист этого проекта):
«Такой энергии на сцене, как в этом проекте, я что-то не припомню. Это уже не музыка… Здесь доказательство от противного, убеждение в чем-то самом главном через страх…»
Обескураживающее суприматическое действие приводит к абсолютно неожиданному результату – герои пытаются найти свои архетипы. Закрученное действие, как клубок, неумолимо берет свое: в даль уходит главная музыкальная тема, построенная по додекафонному принципу. Она вбирает в себя бытие людей, их жизни, перемалывает в себе всю музыку, все просветительские идеи, весь деистический разум. Исполняет ее на фортепиано Алексей Круглов. В зале темнеет, силуэт пианиста чуть виден, лишь маска, висящая над музыкантами, обозревает происходящее.
В июне 2004 года состоялось выступление - показ спектакля по поэзии Виктора Бокова «Поэзии сто первая верста».
При создании композиции спектакля. Алексей использовал стихи из книги «Зона» - книге по поэзии репрессированных поэтов. Составителем ее является поэт Николай Домовитов.
В зрительном зале на подвешенном к стремянке плакате написан эпиграф - поэтическое заглавие проекта:
«Поэзии сто первая верста ,
Кто может запретить тебя , скажи мне,
Когда и при каком режиме
Ты закрывала наглухо уста?»
Сцена разделена на две части, между которыми стоит рояль. Пианист играет пять целых нот – олицетворение времени. Слева - рэперы, справа – Владимир Круглов, исполняющий стихи поэта под гитару. Сцену от зала отделяют нотные пульты, повернутые лицевой стороной к зрителям. Нот на пультах нет - зрители не знают какую партию и по чьим нотам они играют. Настоящая свобода на сцене.
«Азиатская сторона»
22 декабря 2004 года состоялась премьера этого проекта на концерте , посвященном пятилетию «Круглого Бенда» и , одновременно, презентации второго диска, выпуск которого приурочен к круглой дате. Этот спектакль - театрально-музыкальная фантазия на историческую тему, рассуждение о пути и судьбе России. Он рассказывает о России с древних времён и сложных, переломных вехах в её истории, поэтому действие происходит в разные эпохи. Этот спектакль - своеобразный коллаж - рассказ о гибели и спасении русского народа. Со сцены звучат цитаты из историков Александра Мадорского, Олега Платонова, Николая Карамзина, проза Федора Достоевского, стихи Александра Пушкина, Сергея Есенина и других русских поэтов, ранние песни Владимира Высоцкого. С музыкальной точки зрения - это синтез импровизационной, академической и народной музыки. Специально для участия в этом проекте были приглашены народные музыканты во главе с Галиной Варшавской и актер Валерий Долженков.
Неотъемлемая часть действия – монолог Хлопуши из поэмы Есенина «Пугачев» в исполнении самого автора и Владимира Высоцкого, а также фрагменты из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» и песни Виктора Цоя. Необычный звуковой колорит придает сочетание арфы, виброфона, тубы и других инструментов. В спектакле читаются засекреченные материалы 1945 года.
«Посмотрите… или четыре четверти пути»
Это вторая масштабная композиция на стихи Владимира Высоцкого, рассказывающая о жизни и творчестве великого поэта. На сей раз она сочинена для квинтета. С каждой четвертью раскрываются творческие идеи поэта, тематически происходит развитие от ранних стихов и песен, до философских, написанных не задолго до смерти. Параллельным действием затрагиваются некоторые фрагменты из истории России.
Первая четверть – шуточная тематика и военный блок, во второй четверти поэзия, связанная с любовью, здесь также показывается мироощущение поэта. Во второй половине представления – огромный философский блок, с веселыми, шуточными песнями. Главные роли – отец и сын Кругловы. Песни, в исполнении Круглова-старшего являются олицетворением стихов, которые декламирует Круглов-младший. Роль определенного поколения исполняет ритм-секция. Одно из главных значений имеет музыка. Алексей не писал свою музыку, а аранжировал оригинальные темы. Главная музыкальная тема спектакля – «Купола».
В 2006 году возник еще один интересный спектакль - «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Слово Алексею Круглову:
«Звонит мне худ. рук. Центра Современного Искусства Виталий Пацуков: «Алексей, а у Вас завтра выступление». Ну что ж, пришлось сочинить за два часа проект и показать его на этой сцене.»
В одинаковой строгой одежде – белый верх, черный низ – стоят на первом плане Алексей и Владимир Кругловы. Их образы – отражение соответственно раннего этапа творчества Александра Блока и позднего. Одной из главных тем являются фрагменты из поэмы Блока «Двенадцать», которую читает Круглов-старший. Роль толпы исполняет контрабасист. Он одет в свою повседневную одежду и выкрикивает в нужных местах слова, призывающие к «свободе без креста». Взаимозаменяемость – вот кредо этого спектакля. Три музыканта и чтеца выполняют абсолютно разные функции, то аккомпанируя друг другу на разных инструментах, то вступая друг с другом в идеологический спор посредствам стихов и музыки.
«Господи, не яростию твоею...»
Литературно-музыкальная миниатюра на стихи Василия Тредиаковского для дуэта Кругловых. Основным литературным сюжетом является переложенный Тредиаковским в стихотворную форму Псалом 6. Алексей и Владимир Круглвы декламируют стихи, также исполняют свои партии на фортепиано. В спектакле звучит песня в исполнении Круглова-старшего, присутствует и саксофоновое соло Алексея на мотив музыкальной темы композиции. Проект создан декабре в 2007 года.
«Орнеттоколманиада»
Попурри из пьес Орнетта Коулемана на стихи Алексея Круглова, посвященные мэтру фри-джаза. Идея представления - столкновение композиционных методов Коулемана и Круглова. Музыканты играют на разных инструментах, то и дело меняя их, иногда выступают в роли актеров, выкрикивая лозунгированные приветствия Орнетту Коулеману.
Начинается представление с декламационного вступления автора постановки:
«Круглый Бенд» - как авангард отрада,
Посвящает пьесу афро-брату.
Из великого московска града
Слушай о рнеттоколманиаду! »
Далее - трехчастная сюита с главной темой спектакля
«Lonely Woman», переложенной на малотерцовое гармоническое соотношение аккордов. Главная тема как и у Коулемана исполняется трубой и альт саксофоном рубато, но только не с свинговым ритмическим подкладом, а с современным ска. В композиции звучат и оригинальные пьесы Коулемана -
«Blues Connotation» и
«Bird Food», но с насыщенными
«Круглым Бендом» разнообразными визуально-музыкальными средствами.
Пьеса Орнетта Коулемана «The Blessing», исполняемая во второй части представления, построена спецефически. Алексей Круглов использовал лишь часть А, добавив к ней один такт, построив ее на кластерной фортепианной основе и трехтаковом периоде, где риф барабанов, состоящий из собранных отдельных ударов отображает главную тему представления. Во вступлении этой пьесы Круглов-младший вновь декламирует стихи, заканчивающиеся следующим четверостишием:
«Нет, и не умрешь ты, будешь вечно петь нам
Как художник-гений, гармолодик ас!
Отдадим мы дань и Долфи, и Колтрейнам,
И твоим полотнам - музыке фри-джаз!»
После ускоряющегося соло альт саксофона в третей части, звучит соло двух гитар - электро и акустической, как своебразная параллель с проектами Коулемана, у которого часто используются подобные эксперементы. Еще одна параллель - у Орнетта Коулемана играет его сын, у Алексея Круглова - отец. Именно он исполняет заключительную песню:
«Орнетт Колмен -
Тонн укол нем!.. »
По окончании песни в финале произведения вновь звучит «Lonely Woman».
Премьера постановки прошла 3 февраля 2008 года в Театральном зале ММДМ в рамках абонемента Алексея Козлова
«Гигаты джаза», как раз и посвященного творчеству Орнетта Коулемана.
Сейчас Алексей Круглов работает над созданием новых спектаклей по Осипу Мандельштаму, Викотру Цою и другим поэтам и писателям.
|