Алексей Круглов:
«Я передал запись для художественного руководителя «Дома», ныне покойного Николая Дмитриева, а когда позвонил ему на предмет выступления, он мне сказал: «Очень понравилось. Молодцы. А ведь на второй стороне кассеты не вы играете? Это же Колтрейн». А я ему: «Да нет. Это все мы». Я так и не знаю, поверил он мне или нет…»
Фрагменты реплик Михаила Митропольского из передачи «Джаз и не только»:
«В 2000 году вдруг совсем молодой человек взялся за фри-джазовое дело. После проекта, который появился в январе того года – «Джаз бес прикрас» он завоевал звание адепта фри-джаза. Было интересно, долго ли он продержится в этом качестве?»
В 2000 году Алексей начинает экспериментировать со стилями, увлекается додекафонной музыкой. В начале этого года со сцены «Дома» звучит произведение, посвященное Арнольду Шенбергу. Это небольшая сюита, с использованием академической гармонии, неоджазовых ритмов и импровизаций в рамках заданной структуры. Серийность помогает раскрыть новое образное гармоническое видение. Серия рассекает собой все музыкальное пространство, помогая достижению наибольшей контрастности. Уникальность заключается в присутствии двух ударных установок, а гармонические функции исполняют контрабас или электрогитара. Несколько небольших пьес для трио альт саксофон – контрабас – ударные продолжают поиски Круглова в направлении наилучшего формообразующего и композиционного построения для реализации своих идей.
Еще в училище, молодой композитор тяготеет к крупной форме, пишет пьесы развернутой формы для дуэта альт саксофон – рояль. Юрий Саульский поддерживает молодого композитора, высоко ценя опусы Круглова, написанные для квартета. Уже тогда сформировываются идеи обращения к монументальности, а программа первого концерта «КБ» «Джаз без прикрас» и вышеперечисленные произведения являются гармоничным продолжением задумок о создании этой инструментально-импровизационной структурной масштабности.
В 2000 году Круглов пишет несколько произведений имеющих сонатное построение. В последствии, именно в этой области Алексей наиболее ярко реализует свои задумки относительно авторской инструментальной музыки.
Одной из первых масштабных композиций является соната «Мечта».
Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Перевоплощение», на котором звучит эта соната:
«Мечта» - то, что раньше называлось трио-сонатой. Три части, три исполнителя, сам принцип сонаты – трехчастен. Форма – столкновение главной и побочной партий. Взаимодействие и противопоставление двух типов энергетики, независимое существование и синтез колтрейновской патетики и традиционной для русской музыки лирики.»
Алексей Круглов:
«В этой композиции роль басовой партии отведена пианисту. Четко определив и разграничив его возможности пианиста (Владимира Нестеренко) по разных полюсам клавиатуры, я попал в точку. Отсутствие контрабаса заставило его использовать левую и правую руки в нужном для них предназначении, и в итоге – аккомпанирующая и солирующая партии, звучат необыкновенно проникновенно и безупречно в техническом отношении. А в купе с барабанщиком Петром Талалаем у нас получилось именно то, что я задумал.»
Диск «Перевоплощение» назван по одноименной пьесе с этого альбома. «Круглый Бенд» исполняет её в разных аранжировках, не меняя при этом идеи произведения. Со временем название этой пьесы поменялось на «Преображение».
В сентябре 2000 года состоялся концерт в «Доме» под названием «Альтиссимо». Оригинальность его заключалась в том, что на ряду с традиционной ритм-секцией (А. Беккер, С. Васильев и П. Талалай) играло 5 альт-саксофонистов (А. Круглов, О. Грымов, А. Григорьев, С. Текучев и А. Королева). В первом отделении была представлена пьеса «Ангел в душе тигрицы», аранжировку и стиль исполнения которой Круглов и по сей день постоянно меняет. За это время она звучала и в сальсе, и в танго и в босса-нове как на диске «Люблю». Второе отделение состояло как раз из композиции «Перевоплощение». Это была многочастная сюита-попурри из авторских джазовых пьес Круглова малой формы, с различными соло и постоянным рефреном - главной темой в исполнении пианиста Алексея Беккера.
Алексей Круглов из интервью передаче «Джаз и не только»:
«Основная мелодия композиции по своей сути - народная, и перед каждым солистом стояла задача цитировать ее в своих соло, а сами побочные партии тяготели и тянулись к ней.»
«Миссис». Пьеса тоже звучит на диске, в стиле салонной босса-новы, а на некоторых концертах «Круглый Бенд» делает из нее небольшое шоу с элементами фри и рэпа. Со своими небольшими пьесами Алексей часто проводит не только эксперименты в стилистическом отношении, но и использует темы данных пьес в виде основ для более масштабных композиций. Так, побочная тема пьесы «Ангел в душе тигрицы» на диске «Люблю» по поэме Владимира Маяковского, появляется потом как главная тема Маяковского в спектакле «Антигерой не нашего времени». И таких примеров не мало. Отсылки, аллюзии аллегории – художественное средство, которым нередко пользуется композитор.
Особое место в репертуаре «Круглого Бенда» занимает пьеса «Song S 494 + I». Она тоже исполняется на втором диске. Здесь Круглов вновь обращается к излюбленной двенадцатитоновой серийной технике. (Фотография ИМК 4)
В 2002 году записывается «Танец Страсти» - трёхчастная пьеса на основе модального джаза. Музыкальными средствами участники квартета пытаются направить слушателя к извечным вопросам. Не случайно, что главная тема этой композиции использовалась в литературно-музыкальном проекте «Дайте Родину Мою!».
Алексей Круглов:
«Произошла забавная история с записью «Танец страсти», в которой партию рояля (записанную наложением) исполняю я сам. Я принёс её Михаилу Митропольскому для его передачи на радио «Неизданные шедевры». Он ради интереса ставил эту запись разным специалистам и спрашивал, кто играет на фортепиано. Ему называли пианистов калибра Сесила Тейлора!»
Композиция «Полночь» (трио: альт-саксофон, контрабас и ударные), была записана в том же году. В этой пьесе одной из главных тем является тема «Round Midnight» в авторской интерпретации. В первой части возникает и пропадает тема Михаила Глинки - гимн России 90-х годов. Задача музыкантов в этом произведении - создание околополуночного, мистического пространства.
Алексей Круглов:
«Мы выступали с композицией «Полночь» в джаз-клубе «Мажор». После концерта, при объявлении музыкантов, ведущий Александр Эйдельман сказал: «Очень интересная музыка… все так закручено, заверчено…». Да уж, сам того не ведая, подтвердил идею произведения – олицетворение нашей действительности, ведь чем больше художественное произведение «закручено и заверчено», тем оно реальнее.»
Пьеса «Любовь» тоже относится к крупной форме. В этой композиции каждый воплощает свое представление о главной теме, донося его с помощью музыкальных образов. В начале и в середине пьесы, между почти рубатным исполнением темы, звучат масштабные развернутые каденции контрабаса и фортепиано. В характере исполнении произведения проскальзывают нотки импрессионистической эстетики, что лишь дополняет различными красками образность композиции.
Фри-арт пьеса записывается в 2003 году - двухчастная соната «Маша» (трио: альт-саксофон, рояль и ударные). Здесь композитор и саксофонист продолжает работать над звуком. Звук - образ, пространство, бытие, идеальная материя. Он же - субстанция, содержащая в себе основные законы эйдосизма. Средства донесения того, что хочет сказать автор могут быть разными, но абсолютный, чистый звук должен содержаться в каждом элементе композиции. Только при таком условии достигается воплощение главной идеи произведения. Это композиция, в которой музыканты говорят не столько о конкретном человеке, сколько о русской душе. Ведь для русского человека имя «Маша» очень много значит. Оно появляется и в сказках, раскрывая нам образ настоящей, доброй русской души.
На многих концертах исполняется пьеса «Песня беспокойства», посвященная Владимиру Высоцкому и навеянная его песней «Парус». В этой композиции поднимаются музыкальными образами те самые вопросы, о которых говорил в свой песне поэт.
В 2005 году ансамбль выступил в «Доме» с масштабной композицией для трио (альт-саксофон, рояль, ударные) «Сегодня ты играешь фри-джаз, а завтра…».
Алексей Круглов:
«Перед выступлением в гримерке я нашел огромного размера прямоугольный кусок железа, на котором мелом огромными буквами написал название проекта. Этот прямоугольник мы поставили таким образом, чтобы он опирался на сцену, подзвучили с реверберацией. Вся композиция разбита на несколько контрастных частей, в кульминационных фри частях я со всей силы бил ногой по нему, что создавало огромный звуковой пласт, напоминающий то ли раскаты грома, то выстрелы из пушек.
Получался слишком уж большой контраст по сравнению с воздушным саундом трио. С каждым ударом прямоугольник опускался все ниже и ниже и, в конце концов, в главной кульминации произведения с диким грохотом свалился перед сценой. Парочка рокеров, зашедших в Дом, оказались совершенно шокированы таким действием, сопровождая наше выступление подбадривающими (на их взгляд) нас возгласами и поднятием рук (как на рок концертах, когда поклонники включают зажигалки, приветствуя своих кумиров).
В том же году Алексеем сочиняется пьеса «Призрак коммунизма», в которой основной темой является видоизмененная песня «Смело товарищи в ногу». Название говорит само за себя. Приведем лишь слова Игоря Бриля: «Произведение эпохальное!».
«Саксофонизация трансцендентального образа»
Проект, в котором всего лишь один главный герой – Алексей Круглов. Данную программу Алексей исполняет соло, играя то на одном альт саксофоне, то на двух, то на саксофоне без мундштука. Произведение образное, автор то и дело импровизирует на различных музыкальных темах проекта. Звучание саксофона порой напоминает то ревущую толпу, то одинокий взывающий к помощи голос, то спокойный русский напев.
Слово автору:
«На первом показе этого проекта в одном известном институте произошел забавный случай. Я играю, близится финал произведения, вдруг в зал заходит девушка, становится перед сценой и произносит настойчивым тоном: «Извините!» Я продолжаю играть. Еще более настойчиво: «Извините, пожалуйста!» Я стою на своем. В общем, одна зрительница препроводила девушку за дверь, там, видимо, объяснив, что заходить во время концерта в зал, обращаясь при этом к выступающему, по меньшей мере неэтично.
После концерта охранник поведал, что из соседней аудитории жаловались на какие-то непонятные звуки. Ну что же, ничего лучше люди не придумали, как попытаться прервать концерт. Кто, спрашивается, мешал перенести занятия в другую аудиторию? Ведь о концерте-то было известно задолго! Я уже не говорю о том, что когда я начал свое выступление, за дверью поднялся дикий гогот и весьма странные люди с удивленными лицами попеременно заглядывали в зал.
Все это из разряда часто встречающихся весьма странных случаев. Меня многие спрашивают, почему я не жалую наши продвинутые клубы и редко в них выступаю? На это можно привести пару примеров (конечно, это относится не ко всем клубам): по одному приглашенному на музыканта, а остальные за свой счет, охранники, норовящие проверить футляр с инструментом на предмет бомбы (проверить на наличие или отсутствие бомбы, можно и не рыская по карманам, а всем желающим рекомендую сходить в «Театр на Таганке» и посмотреть, как там происходит процесс определения бомбы в сумке, а заодно и поучиться хорошему отношению к людям), официанты на саунд-чеке со словами: «а мурку слабо?», сломанные пульты для нот, непрофессиональные звукачи и многое другое. Как ни странно, но «Саксофонизация трансцендентального образа» частично и об этом тоже. Заставить людей думать, наверное - самое сложное.»
Работа лидера группы не останавливается. Сейчас Алексей работает над созданием произведений крупной формы для септета «КБ». В этом проекте - четыре духовых инструмента и ритм-секция. Причем, в арсенале духовиков не только все виды саксофонов, но флейта, различные кларнеты, другие деревянные инструменты. Итак, ждем новых композиций!
|