Главная arrow Проекты arrow Инструментальные монументальные композиции
Инструментальные монументальные композиции

Алексей Круглов:  imk02.jpg

«Я передал запись для художественного  руководителя  «Дома», ныне покойного Николая Дмитриева, а когда позвонил ему на предмет выступления, он мне сказал: «Очень понравилось. Молодцы. А ведь на второй стороне кассеты не вы играете? Это же Колтрейн». А я ему: «Да нет. Это все мы». Я так и не знаю, поверил он мне или нет…»
imk01.jpg
Фрагменты реплик Михаила Митропольского  из передачи «Джаз и не только»:

«В 2000 году вдруг совсем молодой человек взялся за фри-джазовое дело. После проекта, который появился в январе того  года – «Джаз бес прикрас» он завоевал звание адепта фри-джаза. Было интересно, долго ли он продержится в этом качестве?»

В 2000 году Алексей начинает экспериментировать со стилями, увлекается додекафонной музыкой. В начале этого года со сцены «Дома» звучит произведение,  посвященное Арнольду Шенбергу. Это небольшая сюита, с использованием академической гармонии, неоджазовых ритмов и импровизаций в рамках заданной структуры. Серийность помогает раскрыть  новое образное гармоническое видение. Серия рассекает собой все музыкальное пространство, помогая достижению наибольшей контрастности. Уникальность заключается в присутствии двух ударных установок, а гармонические функции исполняют контрабас или электрогитара. Несколько небольших пьес для трио альт саксофон – контрабас – ударные  продолжают поиски  Круглова в направлении наилучшего формообразующего и композиционного построения для реализации своих идей.

Еще в училище, молодой композитор тяготеет к крупной форме, пишет пьесы развернутой формы для дуэта  альт саксофон – рояль. Юрий Саульский поддерживает молодого композитора, высоко ценя опусы Круглова, написанные для квартета. Уже тогда сформировываются идеи обращения к монументальности,  а программа первого концерта «КБ» «Джаз без прикрас» и вышеперечисленные произведения  являются гармоничным продолжением задумок о создании этой инструментально-импровизационной структурной масштабности.                  

В  2000 году  Круглов пишет несколько  произведений имеющих сонатное построение.  В последствии, именно в этой области Алексей наиболее ярко реализует свои задумки относительно авторской инструментальной музыки. 
Одной из первых масштабных композиций является соната «Мечта».

Из аннотации Дмитрия Ухова к диску «Перевоплощение», на котором звучит эта соната:

«Мечта» - то, что раньше называлось трио-сонатой. Три части, три исполнителя, сам принцип сонаты – трехчастен. Форма – столкновение главной и побочной партий. Взаимодействие и противопоставление двух типов энергетики, независимое существование и синтез колтрейновской патетики и традиционной для русской музыки лирики.»

Алексей Круглов: 

«В этой композиции  роль басовой партии отведена пианисту. Четко определив и разграничив его возможности пианиста (Владимира Нестеренко) по разных полюсам клавиатуры, я попал в точку. Отсутствие контрабаса заставило его использовать левую и правую руки в нужном для них предназначении, и в итоге – аккомпанирующая и солирующая партии, звучат необыкновенно проникновенно и безупречно в техническом отношении. А в купе с барабанщиком Петром Талалаем у нас получилось именно то, что я задумал.»

Диск «Перевоплощение» назван по одноименной пьесе с этого альбома. «Круглый Бенд» исполняет её в разных аранжировках, не меняя при этом идеи произведения. Со временем название этой пьесы поменялось на «Преображение».

В сентябре 2000 года состоялся концерт в «Доме» под названием «Альтиссимо». Оригинальность его заключалась в том, что на ряду с традиционной ритм-секцией (А. Беккер, С. Васильев и  П. Талалай) играло 5 альт-саксофонистов (А. Круглов, О. Грымов, А. Григорьев, С. Текучев и А. Королева). В первом отделении была представлена пьеса «Ангел в душе тигрицы», аранжировку и стиль исполнения которой Круглов и по сей день постоянно меняет. За это время она звучала и в сальсе, и в танго и в босса-нове как на диске «Люблю». Второе отделение состояло как раз из композиции «Перевоплощение». Это была многочастная сюита-попурри из авторских джазовых пьес Круглова малой формы, с различными соло и постоянным рефреном - главной темой в исполнении  пианиста Алексея Беккера.

Алексей Круглов из интервью передаче «Джаз и не только»:                                                        

«Основная мелодия композиции по своей сути - народная, и перед каждым солистом стояла задача цитировать ее в своих соло, а сами побочные партии тяготели и тянулись к ней.»

«Миссис». Пьеса тоже звучит на диске, в стиле салонной босса-новы, а на некоторых концертах «Круглый Бенд» делает из нее небольшое шоу с элементами фри и рэпа. Со своими небольшими пьесами Алексей часто проводит не только эксперименты в стилистическом отношении, но и использует темы данных пьес в виде основ для более масштабных композиций. Так, побочная тема пьесы «Ангел в душе тигрицы» на диске «Люблю»  по поэме Владимира Маяковского, появляется потом как главная тема Маяковского в спектакле «Антигерой не нашего времени». И таких примеров не мало. Отсылки, аллюзии аллегории –  художественное средство, которым нередко пользуется композитор.

Особое место в репертуаре «Круглого Бенда» занимает пьеса «Song S 494 + I». Она тоже исполняется на втором диске. Здесь Круглов вновь обращается к излюбленной  двенадцатитоновой серийной технике. (Фотография ИМК 4)

В 2002 году записывается «Танец Страсти»  -  трёхчастная пьеса на основе модального джаза. Музыкальными средствами участники квартета пытаются направить слушателя к извечным вопросам. Не случайно, что главная тема этой композиции использовалась в  литературно-музыкальном проекте «Дайте Родину Мою!». 

Алексей Круглов:

«Произошла забавная  история с записью «Танец страсти», в которой партию рояля (записанную наложением) исполняю я сам. Я принёс её Михаилу Митропольскому для его передачи на радио «Неизданные шедевры». О00004.jpgн ради интереса ставил эту запись разным специалистам и спрашивал, кто играет на фортепиано. Ему называли пианистов калибра Сесила Тейлора!»

Композиция «Полночь» (трио: альт-саксофон, контрабас и ударные), была записана в том же году. В этой пьесе одной из главных тем является тема «Round Midnight» в авторской интерпретации. В первой части возникает и пропадает тема Михаила Глинки - гимн России 90-х годов. Задача музыкантов в этом произведении - создание околополуночного, мистического пространства.
Алексей Круглов:

«Мы выступали с композицией «Полночь»  в джаз-клубе «Мажор». После концерта, при объявлении музыкантов, ведущий Александр Эйдельман сказал: «Очень интересная музыка… все так закручено, заверчено…».  Да уж, сам того не ведая, подтвердил идею произведения – олицетворение нашей действительности, ведь чем больше художественное произведение «закручено и заверчено», тем оно реальнее.»

Пьеса «Любовь» тоже относится к крупной форме. В этой композиции каждый воплощает свое представление о главной теме, донося его с помощью музыкальных образов. В начале и в середине пьесы, между почти рубатным  исполнением темы,  звучат масштабные развернутые каденции контрабаса и фортепиано. В характере исполнении произведения проскальзывают нотки  импрессионистической эстетики, что лишь дополняет различными красками образность композиции. 

Фри-арт пьеса записывается в  2003 году - двухчастная соната «Маша» (трио: альт-саксофон, рояль и ударные). Здесь композитор и саксофонист продолжает работать над звуком. Звук - образ, пространство, бытие, идеальная материя. Он же -  субстанция, содержащая в себе основные законы эйдосизма.  Средства донесения того, что хочет сказать автор могут быть разными, но абсолютный, чистый звук должен содержаться в каждом элементе композиции. Только при таком условии достигается воплощение  главной идеи произведения.  Это композиция, в которой музыканты говорят не столько о конкретном человеке, сколько о русской душе. Ведь для русского человека имя «Маша» очень много значит. Оно появляется и в сказках, раскрывая нам образ настоящей, доброй русской души. 

 

На многих  концертах  исполняется пьеса «Песня беспокойства», посвященная Владимиру Высоцкому и навеянная его песней «Парус». В этой композиции поднимаются музыкальными образами те самые вопросы, о которых говорил в свой песне поэт. 

 

  В 2005 году ансамбль выступил в «Доме» с масштабной композицией для трио (альт-саксофон, рояль, ударные) «Сегодня ты играешь фри-джаз, а завтра…».
  
Алексей Круглов:
 
«Перед выступлением в гримерке я нашел огромного размера прямоугольный кусок железа, на котором мелом огромными буквами написал название проекта. Этот прямоугольник мы  поставили таким образом, чтобы он опирался на сцену, подзвучили с реверберацией. Вся композиция разбита на несколько контрастных частей, в кульминационных фри частях я со всей силы бил ногойimk03.jpg по нему, что создавало огромный звуковой пласт, напоминающий то ли раскаты грома, то выстрелы из пушек.
 
Получался слишком уж большой контраст по сравнению с воздушным саундом трио. С каждым ударом прямоугольник опускался все ниже и ниже и, в конце концов, в главной кульминации произведения с диким грохотом свалился перед сценой. Парочка рокеров, зашедших в Дом, оказались совершенно шокированы таким действием, сопровождая наше выступление подбадривающими (на их взгляд) нас возгласами и поднятием рук (как на рок концертах, когда поклонники включают зажигалки, приветствуя своих кумиров). 

 
В том же году Алексеем сочиняется пьеса «Призрак коммунизма», в которой основной темой является видоизмененная песня «Смело товарищи в ногу». Название говорит само за себя. Приведем лишь слова Игоря Бриля: «Произведение эпохальное!».


«Саксофонизация трансцендентального образа»

Проект, в котором всего лишь один главный герой – Алексей Круглов. Данную программу Алексей исполняет соло, играя то на одном альт саксофоне,  то на двух, то на саксофоне без мундштука. Произведение образное, автор то и дело импровизирует на различных музыкальных темах проекта. Звучание саксофона порой напоминает то ревущую толпу, то одинокий взывающий к помощи голос, то спокойный русский напев. 
                                                                 
Слово автору:

«На первом показе этого проекта в одном известном институте произошел забавный случай. Я играю, близится финал произведения, вдруг в зал заходит девушка, становится перед сценой и произносит настойчивым тоном: «Извините!» Я продолжаю играть. Еще более настойчиво: «Извините, пожалуйста!»  Я стою на своем. В общем, одна зрительница препроводила девушку за дверь, там, видимо, объяснив, что заходить во время концерта в зал, обращаясь при этом к выступающему, по меньшей мере неэтично.

После концерта охранник поведал, что из соседней аудитории жаловались на какие-то непонятные звуки. Ну что же, ничего лучше люди не придумали, как  попытаться  прервать концерт. Кто, спрашивается,  мешал перенести занятия в другую аудиторию? Ведь о концерте-то было известно задолго! Я уже не говорю о том, что когда я начал свое выступление, за дверью поднялся дикий гогот и весьма странные люди с удивленными лицами попеременно заглядывали в зал.

Все это из разряда часто встречающихся весьма странных случаев. Меня многие спрашивают, почему я не жалую наши продвинутые клубы и редко в них выступаю?  На это можно привести пару примеров  (конечно, это относится не ко всем клубам): по одному приглашенному на музыканта, а остальные за свой счет, охранники, норовящие проверить футляр с инструментом на предмет бомбы (проверить на наличие или отсутствие бомбы, можно и не рыская по карманам, а всем желающим рекомендую сходить в «Театр на Таганке» и посмотреть, как там происходит процесс определения бомбы в сумке, а заодно и поучиться хорошему отношению к людям),  официанты на саунд-чеке со словами: «а мурку слабо?», сломанные пульты для нот, непрофессиональные звукачи и многое другое. Как ни странно, но «Саксофонизация трансцендентального образа» частично и об этом тоже. Заставить людей думать, наверное - самое сложное.
» 

Работа лидера группы не останавливается. Сейчас Алексей работает над созданием  произведений крупной формы для септета «КБ».  В этом проекте -   четыре духовых инструмента и ритм-секция. Причем, в арсенале духовиков  не только все виды саксофонов, но флейта, различные кларнеты, другие деревянные инструменты. Итак, ждем новых композиций!


 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке