Рецензии дисков «Люблю» и «Пьеса беспокойства» (Л.Аускерн) |
Журнал «Джаз квадрат» (Минск)
Фрагменты из рецензий Леонида Аускена
Алексей Круглов – наверное, самая яркая звезда нового
поколения российского джаза. Этот молодой музыкант (он родился в 1979 году)
поражает как филигранной техникой игры на альт-саксофоне, так и масштабом и
необычностью своих проектов…
… Альбом «Люблю» - второй в дискографии Круглова. Он был
записан в 2002 году, когда Алексею было только 23 года. У проекта есть
подзаголовок: «Литературно-музыкальная композиция по поэме Владимира
Маяковского». Это не первый опыт Круглова по соединению музыки с живым словом,
театрализации исповедуемого им нового джаза, однако впервые оказалась
увековечена в записи именно эта программа. В альбоме соединены в единое целое
две сессии, состоявшиеся в 2002 году в разных студиях и с разными музыкантами.
При этом все исполнители составляют ансамбль Алексея Круглова -«Круглый Бенд»,
которому к моменту создания альбома исполнилось уже пять лет.
Поэма Маяковского «Люблю» проходит сквозной темой через все композиции альбома – как специально написанные Алексеем для этой программы, так и более ранние пьесы, сочинявшиеся в свое время, как чисто инструментальные – в том числе и через 20-минутное звуковое полотно «Ангел в душе тигрицы». Стихи и джаз пытались и пытаются соединить многие, но не всегда успешно. Проект Алексея Круглова, на мой взгляд, безоговорочно можно признать удачным. И слово, и звук, словно находя опору друг в друге, только усиливают свое эмоциональное воздействие. Очевиднее становится выразительность языка современного джаза, откроются у кого-то глаза на талант Владимира Маяковского, грандиозного поэта, которого с крахом коммунистической идеологии, многие поспешили тоже предать забвению. Необычно, смело и интересно!
Третий по счету в дискографии Алексея Круглова альбом, в
отличие от своего предшественника «Люблю», не носит концептуальный характер.
Music of Anxiety увидел
свет через четыре года после выхода предыдущего альбома. Этот релиз создает
впечатление, что Алексей и компания SoLyd Records просто вспомнили, наконец, о
тех поклонниках таланта этого яркого музыканта, у которых не было возможности
увидеть его выступления на клубных и фестивальных сценах…
…Круглов – джазовый композитор в принципе предпочитает
большие, развернутые сочинения, а тут еще и концертный характер записей – в
результате новый альбом составлен всего лишь из трех пьес. Разумеется, отбор
произведений случайным не был. Круглов – саксофонист великолепен во всех трех,
но в каждой по-своему. Титульная «Пьеса беспокойства» (лучшая, на мой вкус) –
это нерв всего альбома, необычайно экспрессивное звучание альт-саксофона,
отменное соло ударных, интересное построение пьесы. «Любовь» и «Вальс для вас»
(эта пьеса в студийной версии была на дебютном альбоме Алексея) чем-то схожи –
в обоих случаях это не баллады, как можно было бы предположить, исходя из
названий композиций, а динамичные, темповые пьесы, в которых ритм-группа играет
как бы в рамках традиционного мэйнстрим-джаза, а саксофон лидера постоянно
вырывается за его пределы.
Если вспомнить традиционное противопоставление «горячей» и
«холодной» манеры игры у джазовых духовиков, то Алексей Круглов, на мой взгляд,
явно тяготеет к «горячей» линии. Впрочем, такое деление во многом условно. Уже
сейчас, на пороге тридцатилетия, Круглов - большой мастер, со сложившимся
стилем игры и богатым арсеналом творческих идей. Тем с большим интересом можно
ждать его новых проектов.
Интернет версия журнала «Джаз квадрат» представлена на www.nestor.minsk.by/jz
|