Главная arrow Пресса arrow «Неквадратный джаз». Интервью Алексея Круглова журналу «Темы и лица».
«Неквадратный джаз». Интервью Алексея Круглова журналу «Темы и лица».
  • Журнал «Темы и лица». №2, февраль 2008 г., Ярославль.
Беседовала Лора Непочатова
 
Московский саксофонист Алексей Круглов отнесен критиками к радикальному течению джазового авангарда. Выступления его "Круглого Бенда" бывают больше похожи на перформансы, чем на обычные концерты. Круглов удивляет зрителей не только игрой на нескольких саксофонах одновременно, сколько сочетанием несочетаемого - джаза и высокой поэзии. В ярославском джазовом центре коллектив отметил 70-й юбилей Владимира Высоцкого. Стихи известного барда звучали под аккомпанемент саксофона, а его песни были "приправлены" собственными, кругловскими аранжировками.
 
- Алексей, как вам пришло в голову соединить Высоцкого с джазом?

- А вы не находите, что Владимир Семенович - джазовый музыкант? В джазе есть такое понятие - свинг. По технике исполнения Высоцкий явно свинговал. Своим хрипловатым голосом он очень похож на Луи Армстронга. Звуковысотные интонации у него немного завышены, что типично для джазовых инструментов, например, для саксофона. Но главное - по духу, по тому, как он подавал вещи, по своей внутренней свободе, Высоцкий очень близок джазовым столпам, таким, как Чарли Паркер, Джон Колтрейн, и европейской традиции фри-джаза.

- Ваше творчество тоже относится к авангардному направлению?

- Ну официально - да...

- А неофициально?

- Раньше мои представления иначе как перформансами и не называли. Но я считаю, что правильнее говорить о литературно-музыкальных спектаклях, где музыка и слово слиты воедино. Слово - это ведь и есть звук, мелодия.

- А вот Иосиф Бродский сожалел, что Высоцкий писал не стихи, а песни. Музыка в какой-то мере делает поэзию вторичной, подчиняет ее себе.

- Я с Бродским не согласен! У Высоцкого, еконечно, есть гениальные вещи, которые можно читать только как стихи. Но сам он неотделим от гитары. Бардовская песня - это же целая эрпоха в нашей истории. Гитара из подворотни вырвалась на большую сцену, она помогла поэтам быстрее донести свои идеи до слушателя. Думаю, именно поэтому Андрей Вознесенский, Дмитрий Пригов пыталисбь использовать какие-то инструменты, читая свои стихи, устраивали перформансы. У самих поэтов есть эта тяга к музыке.

- Вы создаете спектакли на стихи поэтов, которых даже в школе не все читают. Неужели это сейчас востребовано?

- Я вижу, как горят глаза людей, которые приходят в консерваторию, в Малый Театр или на Таганку. И на наших спектаклях слушатель есть всегда. На концерте в архангельске во время фестиваля, посвященного 90-летию Георгия Свиридова, зал филармонии просто ломился! Люди сидели на каких-то табуретках, стояли в проходах... Хотя наше выступление не совсем вписывалось в мейнстрим. Конечно, раз на раз не приходится, иногда в зале очень мало людей.

- Авангадным джазом вообще можно зарабатывать на хлеб?

- Больших денег джаз, конечнг же , не приносит, и не только авангардный. Существуют, правда, джазовые фестивали, где крутятся немалые деньги, но предпочтение там отдают привычному джазу. Конечно, всегда можно найти лазейки, чтоб играть свою музыку. Правда, это будет не авангард в чистом виде, а полуавангард, если так можно выразиться.

- За счет чего тогда живут джаз-авангардисты?

- Я зарабатываю не только как исполнитель, но и как преподаватель музыкально-драматической школы "Класс-Центр". Вообще, мне повезло: удается зарабатывать своей профессией. Я исполняю и классику, и выступаю как джазовый музыкант, причем не только со своим коллективом. Например, меня часто приглашает в свои проекты ярославский джазовый пианист Андрей Мартыненко.  

- В названии "Круглый Бенд" заложен какой-то глубинный смысл?

- Вообще, это название появилось спонтанно. Басист первого состава группы Сергей Шуранов, договариваясь о нашем дебютном концерте, должен был как-то назать коллектив. У Сергея было несколько секунд на импровизацию, и он выдал: "Круглый Бенд". Меня просто поставили перед фактом. Потом мы, конечно, стали обыгрывать это назание в концертах. А музыкальный критик Михаил Митропольский придумывает нам новые смыслы и дает необычные характеристики, например: "Круглый Бенд" играет неквадратный джаз"...

- Название оказалось удачным пиар-ходом. А вообще сегодняшний рынок диктует вам какие-то правила игры?

- Мне - нет. Я довольно свободно чувствую себяв музыкальном пространстве. У меня есть возможность выбирать, чем заниматься. Сегодня, например, интересно выйти на западного слушателя. Мы уже играли в "заграничном" Таллинне. Хотелось бы расширить географию.

- А постоянно жить и работать на Западе желания нет?

- Мне хотелось бы жить в России. Но я вполне допускаю, что уеду за границу. Никаких возможностей для развития серьезной музыки в нашей стране не вижу. Сегодня балом правит мир попсы. Таких мест, как ярославский джаз-центр, в России - по пальцам пересчитать. Внимание к джазу минимально... Такая же ситуация и с классической музыкой. Даже в Москве нет условий длдя творческого роста. Найти классы для репетиций практически невозможно. В той же гнесинке для этого надо оформить пропуск, причем этот доумент не является пропуском в мир прекрасного: инструментов не хватает, все пианино расстроены, да и места мало - многие музыканты репетируют в коридорах. и это исполители классики! Что уж говорить о джазовых музыкантах. Ну а публике, взращенной попсой и шансоном, джаз и вовсе не нужен. Джазовым музыкантам в ресторанах заказхывают ... "Мурку". Сегодня запад дает больше возможностей для роста. Так что еслди будет предложение поработать за границей, скорее всего, я уеду. 

 
Главная
Дискография
Проекты
Круглый Бенд
Сотрудничество
Алексей Круглов
Афиша
Новости
Пресса
Поиск
Фотографии
Контакты
Афиша
Аудио Видео
Пресс-релиз / Press release
"Cinephony"
Rambler's Top100 Вознесенская церковь на Городке